Сокращенный вариант трехнедельного экскурса для “Практической англомании”
Анаморфозы XVI в. Магия или побочный продукт изучения перспективы
Само слово “анаморфоз” происходит от греческого “трансформация”. И появилось оно только в начале XVIII в. Художники XVI в., создававшие анаморфические изображения, так свои работы не называли. В результате у специалистов есть повод развлекаться бесконечными спорами о том, является ли та или иная работа анаморфозом. Разобраться в этом многообразии мнений можно только ясно понимая природу этого визуального трюка. Насколько нам известно, в европейском искусстве XVI в. применялся только перспективный анаморфоз. Поэтому мы сосредоточимся именно на этом типе. К разочарованию любителей рассказов о мистических техниках и тайных знаниях, перспективный анаморфоз – всего лишь частный случай построения изображения по законам линейной перспективы. Можно сказать, что он и хрестоматийные примеры изображения объектов в перспективе – две стороны одной медали.
Конечно, все слышали про рисование перспективы и наверняка видели картинку с рельсами, сходящимися на горизонте в точке схода. Но все-таки напомню о некоторых особенностях таких изображений. Во-первых, чем дальше предмет, тем меньшим он нам кажется. Во-вторых, если мы смотрим сбоку, например, на квадратную поверхность, нам кажется, что ее ширина стала меньше, чем высота. Художники называют такие эффекты перспективными сокращениями или искажениями. Цель перспективных рисунков – создать у зрителей иллюзию наличия перспективных сокращений, когда в реальности их нет.
Рис 1. Кубы 1 и 2 одного размера. Передавая перспективные искажения мы изображаем дальний куб меньшим. Оранжевая сторона куба квадратная, но на изображении ее ширина меньше высоты.
То есть, рисуя, например, квадрат на плоскости, мы искажаем его так, как бы он изменился по законам перспективы, находясь под углом к этой плоскости. В результате создается впечатление, что наш квадрат находится не на плоскости, а в пространстве за ней.
Цель перспективного анаморфоза – обратная: создать иллюзию отсутствия перспективных сокращений, когда они в реальности есть. Анаморфические изображения рассчитаны на точку зрения, отличную от фронтальной. Получается, что саму поверхность изображения зритель видит в перспективе, и, соответственно, восприятие изображения меняется в результате перспективных сокращений. Но хитрые художники догадались, что можно компенсировать эти искажения, изменяя объекты по правилам, противоположным правилам перспективы. То есть делая более физически отдаленные от нас части картины крупнее и растягивая рисунок в направлении, противоположном перспективным сокращениям. В результате плоскость картины находится к нам под углом, а объекты изображены так, будто мы смотрим на них фронтально, без перспективных искажений. Естественно, если мы посмотрим на такую картину с правильной, фронтальной, точки зрения, объекты потеряют узнаваемость. Собственно, этим и объясняется магия анаморфоза – странных изображений, превращающихся в узнаваемые объекты с нестандартной точки зрения.
Рис. 2. С определенной точки обзора череп на картине Ганса Гольбейна “Послы” выглядит так, как будто мы смотрим на его изображение фронтально, тогда как вся поверхность картины видна нам с перспективными сокращениями. Причина тому — трансформация изображения черепа по правилам обратным правилам перспективы: дальние части изображения увеличены и оно растянуто в направлении перспективных сокращений.
Итак, вы видите, что принципы, лежащие в основе анаморфических изображений и рисунков в перспективе, те же. Просто одна из техник для нас более привычна в бытовом смысле. Не нужно никаких дополнительных знаний для создания перспективного анаморфоза человеку, владеющему примитивными приемами построения перспективы. Недаром одни из самых известных анаморфозов XVI в. были созданы Эрхардом Шоном, учеником Дюрера, мягко говоря, не слишком хорошо понимающим теории своего учителя. Чему доказательство – масса ошибок в пособии по перспективе, изданном самим Шоном. Более того, как для построения перспективы, так и для создания анаморфоза в XVI в. были придуманы простые технические приемы, не требующие теоретических знаний.
Типы анаморфозов, известные к XVI в., и техники их создания, правильные и читерские
Расцвет этого типа изображений приходится на XVII–XVIII вв., тем не менее, и в XVI в. они были распространены достаточно широко.
Сложилось несколько типов анаморфоза.
В первом типе, как мы рассказывали в предыдущем посте, перспективные искажения компенсировались искажениями, обратными им. То есть, чем дальше предмет от предполагаемой точки зрения, тем он больше, а все изображение растянуто в направлении, противоположном перспективным сокращениям. Такой анаморфоз создавался либо с помощью сетки, состоящей из трапеций (Рис.1), либо с помощью примитивного проектора. Рисунок делался на прозрачной поверхности. Светильник располагался в предполагаемой точке зрения и обрисовывалась получившаяся на поверхности картины тень от линий изображения (Рис. 2).
Рис.1. Jean Francois Niceron. La perspective curieuse ou magie artificielle des effets merveilleux de l’optique … 1638, p. 415.
Рис 2. Источник
Второй тип – своего рода курьез. Он не соответствует теории, но работает. К тому же делается гораздо проще “правильного” анаморфоза. Для его создания изображение просто растягивают по горизонтали. Для этого используют сетку из прямоугольников. Метод был достаточно широко распространен, но в основном в произведениях “низких жанров”. Возник он в результате ошибки или производственной оптимизации, мы не знаем. Во всяком случае, в книге начала XVII в. напрямую говорится, что так делать не правильно, но можно, если изображение маленькое, ибо так проще*. (Рис.4)
Третий тип – самый сложный. При нем перспективный анаморфоз проецируется на несколько плоскостей, совмещающихся с правильной точки зрения. Как пример можно привести анаморфоз Циммермана. Интересно, что он сделан на поверхности комода. Если смотреть на него прямо, вы увидите пейзаж, если же зайти с боков, увидите портреты, с правого бока – один, с левого – другой (Рис. 5, Рис. 6).
Как мы видим, анаморфозы в XVI в. были весьма разнообразны, а их авторы крайне изобретательны.

Анаморфоз в тюдоровской Англии.
Анаморфоз, прижился на английской почве, что не удивительно. Любовь к визуальным эффектам свойственна жителям туманного Альбиона. Ещё в XV в. было принято на фоне портрета имитировать материал стен, на которых он будет висеть, чтобы создать ощущение непосредственного присутствия изображённого человека. В начале следующего столетия Томас Мор в качестве иллюстрации к своей “Утопии” заказал визуальный ребус – карту с зашифрованным изображением черепа. В общем, вполне логично что два самых известных анаморфоза XVI в. связаны с династией Тюдоров.

Первый — “Послы” Ганса Гольбейна. Картина была написана для французского посланника в Англии. И, как считается, предметы на полотне в символической форме повествуют о переломном моменте в английской истории. Второй знаменитый анаморфоз — портрет Эдуарда VI. Он был одной из главных диковин тюдоровского двора. Картину могли видеть гости Уайтхолла. Те, кто удостаивался такой чести, оставляли неизменно восторженные отзывы о произведении. Поговорим об этих двух анаморфозах подробнее.

Ганс Гольбейн “Послы”. С технической точки зрения, перед нами образец классического перспективного анаморфоза, где перспективные искажения компенсируются трансформацией, обратной им. Более удаленные части изображения увеличены.Изображение растянуто в направлении перспективных сокращений. Метод создания мы точно определить не можем, хотя есть основания полагать, что был использован примитивный проектор, а не трансформация по сетке. “Послы” – самый обсуждаемый анаморфоз XVI в. Но нельзя не отметить, что в случае этой работы исследователей больше интересует не техника, а символика оптической иллюзии.Поначалу, когда “Послы” вернулись в Англию, объект на первом плане приняли за рыбью кость. Однако достаточно быстро опознали анаморфоз и определили его значение как вариант memento mori. Практически сразу этот символ связали с символикой распятия, висящего на дальнем плане, и предложили такую интерпретацию. Когда мы видим распятие, череп теряет узнаваемость, и наоборот, когда череп хорошо читается, распятия не видно. Значит, анаморфоз показывает, что смерть исчезает в присутствии Христа и возможна только если вера в Него утрачена. Это прочтение до сих пор считается основным, хотя есть и альтернативные вариант В XX в. за интерпретацию картины взялись психологи и философы. Самый известный пример – 11 семинар Лакана. Картина им использована как визуальная метафора для иллюстрации разницы между понятиями “смотрение” и “видения” и для обсуждения проблематики визуального. А В XXI в. большей популярностью стали пользоваться личные, социальные прочтения. Так, один из исследователей считает, что череп как частый атрибут семейных портретов того времени – знак особого рода отношений между изображенными мужчинами.

Портрет Эдуарда VI. Уильям Скротц.
В определенном смысле, второй знаменитый тюдоровский анаморфоз также связан с именем Ганса Гольбейна. После смерти Гольбейна Уильям Скроц приезжает в Англию в надежде занять вакантное место придворного художника. Предполагают, что практически сразу по прибытии он пишет тот самый анаморфический портрет в подарок будущему королю. Художнику нужно было поразить юного принца Эдуарда. Одной работой доказать, что он, Скротц, – лучший. Каждый преподаватель знает, что оптические иллюзии – беспроигрышный вариант, если тебе нужно завоевать уважение заносчивого мальчишки. Не удивительно, что план Скротца сработал. Он получил должность и стал самым высокооплачиваемым художником при английском дворе. А портрет еще долгое время демонстрировали посетителям. Уайтхолла. С точки зрения техники, как и Послы, это образец классического перспективного анаморфоза Однако, вероятнее всего, для создания изображения была использована сетка. Интересно что сохранилась оригинальная рама портрета, по которой видно, что на ней был специальный визир, помогающий быстро найти правильную точку зрения.
По-настоящему популярным искусство анаморфоза станет в 17-18 веке, но как мы видим, двор Тюдоров был одним из первых дворов поощрявших это новшество
Пошаговая инструкция создания анаморфоза
Метод сетки
- Берем исходное изображение и чертим поверх него сетку из квадратов.
- На будущей картине рисуем сетку из трапеций. Лучше, чтобы она была симметрична относительно центральной оси. Дальнюю сторону делаем в три раза меньше ближней.
- Членение определяем с помощью диагонали (см иллюстрации).
- Переносим по клеточкам исходное изображение на новую сетку. Наслаждаемся результатом.
Метод точечного источника света
- Рисуем изображение на любой достаточно прозрачной поверхности. Скорее всего, в эпоху Тюдоров использовали промасленную бумагу или небольшой кусок стекла.
- Ставим рисунок перпендикулярно поверхности, на которой будет наш анаморфоз.
- Помещаем источник света в ту точку, с которой зритель должен будет смотреть на ваше изображение. Если хотите почувствовать дух эпохи, можете попробовать использовать свечу.
- Обводим тень линий рисунка. Доделываем детали и наслаждаемся своим шедевром.
Список литературы.
Jurgis Baltrušaitis. Anamorphic Art.New York: Harry N. Abrams Inc publishers. 1977. Это первая монография по теме. Информативная, но содержащая неточности.В книге дан обзор произведений XVI — XVII вв. (1-11 pp.); анализ “Послов” Ганса Гольбейна (91-115 pp.). https://archive.org/details/baltrusaitis-anamorphic-art/page/n3/mode/2up
Kirsti Andersen. The Geometry of an Art: The History of the Mathematical Theory of Perspective from Alberti to Monge. New York: Springer. 2007. Лучшая, на сегодняшний день, монография по истории перспективы. Однако , перспектива рассматривается с точки зрения историка математики. Философские и искусствоведческие аспекты не входят в сферу интересов автора. Подробно разбирается анаморфоз Пьеро дела Франческо. (71 — 75 Приведена исчерпывающая библиография.https://archive.org/details/geometryofarthis0000ande/page/822/mode/2up
Susan Foister. Holbein’s Ambassadors. London : National Gallery Publications. 1997. Анализ произведения Гольбейна и его интерпретаций от одного из лучших специалистов в этой области.https://archive.org/details/holbeinsambassad0000susa
Видеозапись лекции Сьюзен Фоистер о “Послах” Ганса Гольбейна.https://youtu.be/paA8hqqQ-_w?si=favqXooFsg1DzdTG
Крайне информативное описание портрета Эдуарда VI на сайте Национальной Портретной Галереи. Есть список публикаций о портрете и видео с реконструкцией приспособления для просмотра этого анаморфоза.https://www.npg.org.uk/collections/search/portrait/mw02032/King-Edward-VI