Художники и заказчики в Италии эпохи Возрождения.

В свое время заинтересовалась вопросом отношений художника и заказчика в разные исторические эпохи. Конечно все было не так, как сейчас, более того, все было далеко не так, как рассказывают нам масскульт и научпоп.

К сожалению, я поняла, что сделать толковый материал по теме, учитывая ее неразработанность, особенно в русскоязычной литературе труд сопоставимый с написанием диссертации и на него у меня, пока, явно нет времени. Поэтому решила выложить, то, что удалось найти. Может кому-то будет полезно.

Список литературы

Алешин Павел Алексеевич.  Семья д’Эсте – покровители искусства и коллекционеры.

Автору большое спасибо за список литературы и интересную работу.

  • The Viewer as Poet the Renaissance Response to Art .Norman E. Land
  • Gilbert C. Italian Art, 1400-1500. Sources and Documents. New Jersey: Englewood Cliffs, 1980.
  • Guerzoni G. Apollo e Vulcano. The Art Markets in Italy 1400-1700. [2006]. Michigan State University Press, 2011.
  • Markets for Art, 1400-1800. Michael North,David Ormrod
  • Wackernagel M. The World of Florentine Renaissance Artist. Projects and Patrons, Workshop and Art Market. Princeton, 1981.
  • Patronage in the Renaissance Italy. G.F.Lytle and S.Orgel (eds.), Princeton, 1981.
  • Сhambers D.S. Patrons and Artists in the Italian Renaissance. London, 1970.
  • Hollingsworth M. Patronage in Renaissance Italy. From 1400 to the Early Sixteenth Century. London, 1994.
  • Haskell F. Patrons and Painters. London, 1963.
  • Women, Art and Architectural Patronage in Renaissance Mantua. Ms Sally Anne Hickson
  • Northern Renaissance Art, 1400-1600: Sources and Documents
    Авторы: Wolfgang Stechow
  • Головин В.П. Мир художника раннего итальянского Возрождения.М., 2002 (2-ое изд. – Мир художника раннего итальянского Возрождения. М., 2003).
  • Marcia Pointon. History of Art: Student’s Handbook, 4th edition. New York: Routledge, 1997.

Ещё есть научпоповская книга Стратерна — Медичи. Крестные отцы Ренессанса. Не кидайте в меня тапками, господа историки искусства. Но она интересная, написана со знанием дела. Да, не слишком подробная и аккуратная в деталях, но атмосферу того времени, повседневную и деловую жизнь людей, создававших то, что потом назвали ренессансом книга Стратерна передает хорошо.

Микеланджело. Автопортрет в сцене страшного суда.

 

Документы.

С того времени сохранилось достаточно большое количество документов. В основном, переписка и контракта на проведение работ. Не все из них, как я поняла, переведены на русский, поэтому часть буду давать с приложением моего перевода.

Мне кажется, если честно, что знакомство с  источниками иногда полезнее чтения их искуствоведческой интерпретации.

Интернет- ресурсы.