Сходила на выставку Вдвоем. Гурий Захаров. Татьяна Соколова. В этом ролике делюсь своими впечатлениями.
Цитаты и источники.
Татьяна Соколова. Статья в Википедии
Работы Татьяны Соколовой в собрании ГТГ
ТАТЬЯНА СОКОЛОВА. СИДЯЩАЯ В ПЛАТКЕ.
Интервью с Натальей Соколовой
Мама родилась 30 декабря 1930 года в Москве. Ее мать … перед самой войной, в 33 года она вдруг развелась и вышла замуж за генерал-лейтенанта Михаила Ивановича Соколова. Генерал маму удочерил. С отчимом мама воевала не на жизнь, а на смерть. С гордостью она рассказывала, что доводила генерала до того, что он в ярости начинал стрелять в пол из личного оружия. Мне кажется, что и замуж-то за папу она выходила назло: «Получите, мол, мезальянс — кимряка-деревенщину. Папа покорил ее своей преданной строгой любовью и умирил опасной тишиною мамин крутой нрав. Не до конца, конечно… Родителям нравилось примерять на себя в творчестве брутальные образы кентавра и амазонки — они действительно обоим подходили, что видно по их работам: гравюре отца «Кентавр и амазонка»
В конце 1950-х рухнул железный занавес и началась оттепель. Явилось новое поколение художников-шестидесятников, активных и дерзких. Кто-то скандально уехал из страны, но многие остались. И те и другие использовали в творчестве общую питательную среду, одну тему — уникальную страну СССР.
Пока молодые советские художники неистово трудились (не подозревая, что через годы им суждено стать заслуженными художниками несуществующей страны), как трава подрастали их дети, мое вялое поколение. Родителям было не до нас.
Меня часто брали в мастерскую. И не потому, что некуда было меня девать… Сколько себя помню: стою — позирую, сижу — позирую, лежу — позирую… Иду — позирую
Вопрос «кем быть?» для меня не стоял — «само собой художником, как все». Но, к сожалению, я очень быстро поняла, что из второсортного отряда «детей» мне до старости не вырваться. Ничего не поделаешь — на детях природа отдыхает, так пусть уж отдыхает достойно.
Папино внимание ко мне, спокойное и немногословное, постоянно побуждало к работе — не важно какой: будь-то рисование, варка варенья и щей, живопись или офорты — главное всегда оставаться на высоте и видеть выражение удовольствия на его лице.
самые лихие времена безденежья и неудач на мои жалобы папа спокойно отвечал: «А ты работай». Кроме моральной поддержки от него не было помощи. Он никогда не делал никаких движений, чтобы как-то меня «продвинуть». Но я всегда знала, что главная опора мне на всю жизнь — его честное имя. Однажды, правда, папа явился в институт во время моих вступительных экзаменов. Мрачно вошел в деканат. Председатель экзаменационной комиссии Ляхов нисколько не удивился его приходу — стандартная противная ситуация: отец пришел просить за дочь. «Воля!» — сказал папа, — «Моя дура забыла дома экзаменационный лист. Извини»
Деревня.
На маленькой резиновой лодочке он переправлялся через Клязьму в пойму и привозил оттуда полевые цветы. Он садился в садовое кресло, безжалостно выдавливал французскую акварель на лист торшона у своих ног, голландскую кисть привязывал к палке и, макая ее в ведро с водой, начинал рисовать цветы до тех пор, пока они не начинали осыпаться. 100 акварелей за лето — это была папина норма.
Он так напряженно работал, что скорее всего не заметил, если бы рухнула в нашем доме печь. Он был странный хозяин: мы могли бы запросто остаться без крыши над головой, но никогда не умерли бы от голода
Но коронкой у нас всегда были грибы. Моя задача была все принесенное переработать. Дом превращался в грибоварню, а я в раба, прикованного цепью к плите.
Книга. Гурий Захаров. Серия: Мастера советского искусства. 1985 г.
Цитаты Гурия Захарова:
«Личности художника Фаворский не трогал, не касался. Замечания его были направлены лишь на то, чтобы улучшить вещь в рамках ее замысла»
«В отличие от гравюры, долгой, домовитой, выстроенной как палаццо, достаточно консервативной в жесте и исполнении, офорт близок к рисунку. Если считать, что движение художника идет от конструктивности к живописности, то офорт дает эту возможность.»