Предметы вокруг нас, да и мы сами находимся не в вакууме, вокруг нас воздух, он почти прозрачный, но именно «почти». Из-за оттенка, который имеют воздушные массы, мы видим предметы, находящиеся на отдалении от нас, более бледными и холодными по цвету. Это явление называется воздушной перспективой.

Важно понимать, что даже когда мы рисуем натюрморт, и расстояния до объекта и между предметами небольшие, законы воздушной перспективы все равно работают.

Более того, свет (неважно, от естественного или искусственного источника), как правило, имеет определенный оттенок и окрашивает в него воздух, находящийся между нами и предметами, которые мы изображаем.

Чтобы передать в работе время суток и эффекты освещения, нужно уметь точно изображать световоздушную среду — то есть тот общий оттенок, который создает воздух, находящийся между нами и изображаемыми предметами, и свет, падающий на них.

Сирень М. Врубеля написана с учетом световоздушной среды. Рядом — работа современного художника, в которой световоздушная среда не передана.

Один из наиболее простых способов передачи световоздушной среды — лессировка.

В упражнении мы будем делать общую лессировку поверх гризайли. Но это не единственный способ. Часто живописную работу ведут обычным методом, а потом лессируют ее целиком или ее часть, чтобы обобщить. Очень часто, чтобы углубить пространство голубоватым, лессируют дальний план пейзажа. 

НАЗАД ..…………..ОГЛАВЛЕНИЕ………… ВПЕРЕД