Гренберг, Ю. И. Технология станковой живописи. История и исследование : учебное пособие

Текст книги

Информация об авторе

Цитаты .

В странах Северной Европы основы из холста стали широко применяться лишь в XVII веке, однако начало их использования восходит и здесь к значительно более раннему времени. В Венеции живопись на холсте клеевыми красками была известна как «немецкий метод» уже в первой половине XIV века

Клеевыми красками на полотне,согласно ван Мандеру, писал и Ганс Гольбейн (1497/98—1543). Две его картины, написанные таким образом, украшали пиршественный зал Ганзейского дома на Стальном дворе в Лондоне. Им же было написано огромное полотно — десятифигурный групповой портрет в интерьере, изображавший в натуральную величину Томаса Мора, его жену, дочерей и сыновей.

Переезжая из города в город, в другую область или страну, художники обычно использовали для работы местный материал. Например, «Дармштадтская Мадонна» Гольбейна была написана им на еловой доске, а его английские портреты — на характерных для этой страны дубовых досках. (ст 24 электронной версии)

К наиболее старым живописным работам на бумаге (не считая, разумеется, средневековых миниатюр) относится этюд головы школы Леонардо да Винчи, находящийся в Лувре. Гольбейн писал темперой на бумаге, которую затем наклеивал на доску. Иногда после этого работа заканчивалась лессировками на масле и покрывалась лаком. Такой метод работы был знаком не только Гольбейну [L. A. Rosa. La technica delta pittura dei tempi preistonci ad oggi. Milano, 1949. , с. 206] . Масляными красками на бумаге и картоне выполнены две работы Лукаса Кранаха Младшего (1515—1586) из собрания Дрезденской галереи — портреты курфюрстов Августа и Морица. Однако до XVII века художники редко использовали бумагу в качестве основы для живописи (ст 29 электронной версии

В названиях синих красок издавна существовала не меньшая путаница Постоянно путали в эпоху Возрождения, ультрамарин из ляпис-лазури (azzurroultramarine) и горную , синию (azzurredellaMagna). «Пернети. — пишет Бергер, — идентифицирует, например, пепельную синюю с эмалевой синей (смальтой) и с искусственной лазурью, которая под названием «email» привозилась из Голландии в тонко стертом виде. Сорт, импортируемый из Германии, был грубее и назывался «azurapoudre»; она была дешевле и меньше похожа по цвету на ультрамарин, чем названная выше. …По-видимому, часто смешивали медную лазурь (Bergblau — горная, минеральная синяя) с лазурным камнем (ультрамарин)

Ошибки

Эта неразбериха была характерна и для самих живописцев. Например, Гольбейн, восхваляя качество ляпис-лазури, утверждал, что в качестве синего пигмента пользуется только ею, тогда как исследования показали, что на самом деле он использовал только азурит [. J. Plesters. Cross-sections and Chemical Analysis of Paint Samples. — «Conservation», v. 2, N 3. 1956, p. 110—157.]. 

В тексте ошибка. Гольбейн использовал не только азурит. Вот что пишет Фоистер :

The blue backgrounds of Holbein’s portraits were usually executed using azurite, the greenish blue pigment most commonly used in Germany, and which the Greenwich accounts show was available in various grades, from coarse to fine, at differing prices. But or the backgrounds of at least four portraits, those of Edward, Prince of Wales , Sir Brian Tuke Jane Seymour and a man with a hawk, dated 1542 , he used smalt, a blue glass pigment which discolours to brownish-grey over time.” It was rare for Holbein to use expensive ultramarine: the intense blue background of the small portrait of Henry VIII in the Thyssen Museum or the miniature of Anne of Cleves where ultramarine is used for deliberate effect in contrast to azurite, are exceptions. It cannot be a coincidence that the sitters in these instances are royal.

Holbein and England
Susan Foister
ст15

К тому же Гольбейн не оставил каких-либо записей о качествах пигментов.
В статье, на которую ссылается автор, нет информации, подтверждающей его утверждения

Ссылки на источники

  • Raffaello Borghini’s Il Riposo (1584) Однако главная ценность трактата Боргини — в разделе о красках, содержащем перечень всех красочных материалов живописцев XVI века, в том числе и таких, которых мы не встретим у Ченнини.
  • Джованни Батиста Арменини, «Истинные правила для живописи» Равенна 1587 . Olszewski, E. J., Armenini, G. B. (1977). Giovanni Battista Armenini: On the True Precepts of the Art of Painting. (n.p.): Franklin. Хотя Арменини в соответствии с установившейся традицией основное внимание уделяет вопросам теории искусства, место, которое он отводит чисто техническим вопросам, делает его сочинение в известном смысле исключением среди трактатов этого времени. Трактат Арменини — важное свидетельство о технике живописи, содержащее указания о грунтовке досок и холстов, имприматурах, работе красками, приготовлении лаков и т. д. Арменини подробно говорит о темперной живописи, но особо выделяет масляную, считая ее совершеннейшим видом живописи. Подробности, в которые входит автор, описывая известные ему и проверенные на практике приемы живописи, говорят, что мы имеем дело с человеком, несомненно хорошо осведомленном о современной ему художественной практике. Вместе с тем, как уже упоминалось, Арменини не описывает красок, считая их знание само собой разумеющимся.
  • Карел ван Мандер «Книга о художниках», первый искусствоведческий труд в Северной Европе. Первая часть представляет собой стихотворное обращение к обучающимся живописи. Вторая часть «Книги» содержит биографии античных живописцев и известных итальянских мастеров, Есть в «Книге» и нидерландские и немецкие художники, в том числе Ганс Гольбейн младший.
  • Карел ван Мандер «Основы благородного истинного искусства живописи» в книге Гренберга упоминается как отдельное произведение. скорее всего, имеется ввиду первая часть книги о художниках.
  • Антонио Паломино «Музей живописи и оптическая школа»
  • Paolo Pino «Dialogo di pittura»
  • Э. Бергер. История развития техники масляной живописи. М., Академия художеств СССР, 1961.
  • Леонардо да Винчи Трактат о живописи
  • J. Plesters. Cross-sections and Chemical Analysis of Paint Samples. — «Conservation», v. 2, N 3. 1956, p. 110—157.].