Как мы уже говорили, главная задача художника-живописца — создание колорита. Почему же, несмотря на многочисленные теоретические изыскания и громкие заявления, не существует точных рецептов идеальных сочетаний цветов?

Во-первых, каждый человек видит цвет по-своему, это обусловлено нашей физиологией, один и тот же цвет, например, кто-то видит красным, кто-то оранжевым. Более того, ряд заболеваний глаз влияет на восприятие цвета (известный пример — катаракта Моне, из-за которой кардинально изменился колорит его работ).

Во-вторых, то, какие сочетания цветов нам кажутся гармоничными, обусловлено нашим жизненным опытом или культурной средой. Например, у вас может вызывать ужас сочетание коричневого и синего, потому что в эти цвета были покрашены стены больницы, где вы когда-то лежали, а у кого-то это сочетание ассоциируется с камнями и морем, действуя успокаивающе.

Таким образом, вывести универсальные законы восприятия цвета невозможно, и не стоит тратить время на поиски волшебной теории, которая поможет вам составить идеальный колорит.

Тем не менее есть принципы восприятия и работы цвета, которые можно вывести из опыта, практики и здравого смысла, которые справедливы в большинстве случаев и знание которых значительно улучшит качество вашей живописи.