Вариант 1. Тональный рисунок натюрморта из простых светлых предметов.
Чек лист для самопроверки.
- Предварительный набросок.
ВСЕГДА начинаем с наброска: тонкими светлыми линиями на глаз намечаем предметы, определяем их размер, взаимное расположение и размещение на листе. На этом этапе не надо строить. Когда набросок сделан проверяем:
- что предметы не слишком крупные (не упираются в край листа и не вылезают за его пределы) и не слишком мелкие ( вокруг них не слишком много места). Точных правил композиции НЕТ, если, конечно это не экзаменационное задание в конкретном учебном заведении. Соблюли ли вы этот пункт, вы решаете сами для себя. Главное, чтобы ваш выбор композиции был осознанным
- Взаимное расположение предметов должно соответствовать натуре (какие ближе, какие дальше и какие между ними расстояния)
- Проверяем, на глаз, пропорции предметов и их соразмерность друг другу.
Если нашли ошибку — исправляем. Чем раньше вы нашли ошибку, тем проще ее исправить. Ни красивый штрих, ни проработка деталей, ни эффектная манера не могу замаскировать ошибок!
2. Линейное построение.
- Проверяем с помощью измерений пропорции каждого предмета (отношение длины к ширине всего предмета и соразмерность его деталей ( ручек, носиков и т.д). Вспоминаем, как мы измеряли пропорции, когда рисовали коробочку.
- Проверяем соотношения размеров всех предметов в постановке между собой. (Сколько раз высота одного укладывается в высоте другого и т.д.) И расстояние между ними.
- Проверяем симметричность всех симметричных предметов.
- Проверяем, что все параллельные прямые, удаляясь от нас, сходятся в точке схода
- Проверяем, что чем дальше эллипсы от линии горизонта, тем более они раскрыты.
3. Тональная моделировка.
После завершения работы проверяем рисунок на соответствие следующим критериям:
- У каждого предмета есть теневая и световая часть.В свету нет ничего такого темного как в тени, в тени нет ничего такого светлого, как в свету.
- Граница между световой и теневой частью соответствует форме предмета (прямая на боковой поверхности цилиндра, дуга на шаре и т. д.)
- Рефлексы темнее полутона
- Если предметы одинакового тона, тот, что к нам ближе — контрастнее.
- В тональном рисунке не должно быть линий — только границы тона.
Вариант 2. Линейный рисунок по представлению композиции из геометрических тел .
Чек лист для самопроверки.
- Предварительный набросок. ВСЕГДА начинаем с наброска: тонкими светлыми линиями намечаем геометрические тела, определяем их размер, взаимное расположение и размещение на листе. На этом этапе не надо строить. Когда набросок сделан проверяем, что предметы не слишком крупные (не упираются в край листа и не вылезают за его пределы) и не слишком мелкие ( вокруг них не слишком много места). Точных правил композиции НЕТ, если, конечно это не экзаменационное задание в конкретном учебном заведении. Соблюли ли вы этот пункт, вы решаете сами для себя. Главное, чтобы ваш выбор композиции был осознанным.
2. Линейное построение. После завершения работы проверяем:
- симметричность всех симметричных предметов.
- что все параллельные прямые, удаляясь от нас, сходятся в точке схода
- что чем дальше эллипсы от линии горизонта, тем более они раскрыты.
- Что толщина и яркость линий соответствует их расположению и функции. Чем ближе к нам линия, тем она темнее и ярче, чем дальше, тем тоньше и светлее. Невидимые линии тоньше и бледнее видимых.