1515. Базельский художественный музей.

Инвентарные номера указаны в таблице.

Анализ построения пространства.

Таблица.

Выводы

  • Многие рисунки свидетельствуют о знакомстве с концепцией схождения ортогоналей. Однако точка схода как элемент построения не используется, как судя по отсутствию ее обозначения, так и по неточности углов ортогональ
  • Многие рисунки свидетельствуют о недостаточном понимании концепции линии горизонта и, тем более точки дистанции и других способов точного изображения глубины
  • Нет понимания роли масштабной сетки, она используется как декоративный элемент, что свидетельствует о незнании или крайне неполном знании теории Альберти.
  • С точки зрения точного построения формы и согласованности конструкций, рисунки не одинаковые по качеству — где-то окружности в плоскости, не параллельной картинной изображены достаточно точно, где-то и более простые элементы не соответствуют логике реальной конструкции. Возможно, это связано с тем, что одни из них сделаны по представлению, а другие — с опорой на зарисовки с натуры или образцы.
  • Многие рисунки свидетельствуют о понимании логики построения в перспективе одного отдельно взятого предмета.
  • Особенностью работ Гольбейна по сравнению, например, с ранними произведениями Дюрера является осознание лимитов своих возможностей, о чем свидетельствует умелая  маскировка проблемных мест. Что можно считать результатом целенаправленного изучения натуры и серьезной работы над пониманием эффекта перспективных сокращений.
  • Предпочитаемая схема построения объектов в перспективе — с опорой на главную точку картины, смещенную из центра. Часто она корректируется в соответствии с натурными наблюдениями. Однако, в большинстве случаев пространство обозначается с помощью приемов, не требующих точных построений. Часто используется локальная перспектива. Схема основанная на главной точке картины, расположенной в центре используется в 4 работах.