Если вы работаете по воображению, следует учитывать то, как воспринимаются цвета и их сочетания большинством людей. Чтобы пафосная сцена битвы, полная драматизма и напряжения, над которой вы работали годами, не стала неожиданно для вас вызывать у зрителей непреодолимую скуку на физиологическом уровне.
Напоминаю, каждый воспринимает цвет по-своему, и приведенные ниже принципы работают в большинстве случаев, но не всегда.
Закономерности восприятия цвета, которых нет.
- Всё равномерное успокаивает. Хотите передать состояние покоя, избегайте контраста и в цвете, и в тоне
- Если тона слишком близки друг другу, изображение начинает восприниматься как фон и становится скучным. Поэтому даже когда вы стремитесь передать состояние покоя, нужно давать несколько акцентов цвета, дополнительного к общему колориту работы.
- Всё контрастное и разнообразное кажется нам интересным. Если вы хотите передать сильные эмоции, драматизм ситуации, если вам нужно, чтобы зритель обратил внимание на вашу работу и попытался понять сюжет, лучше использовать контрастные сочетания цветов. В контрастном изображении мы «на автомате» ищем информацию. Вспомните пятна Роршаха. Недаром, в плакате и рекламе в основном используется максимально контрастное изображение.
- Но если разнообразие чрезмерно, оно считывается зрителем как хаос или “белый шум”, и зритель, не пытаясь разобраться, устает и проходит мимо. Поэтому даже яркие и цветные работы должны быть продуманы с точки зрения набора и количества используемых цветов. Великие мастера цвета, такие, например, как Гойя, Врубель, Матисс, Гоген, выстраивали очень сложные системы цвета в своих работах. Но начинающим я советую пользоваться более простыми приемами — например, строить всю работу на оттенках одного цвета из цветового круга, дополненных оттенками соседних цветов в меньшем количестве, и ставить акценты цветом, дополнительным к общему колориту. Или строить работу на паре дополнительных цветов и их оттенках.