Странная вещь — изобразительное искусство. С точки зрения бытовой логики большинство его задач заведомо невыполнимы.
Мы уже говорили об одной такой задаче — создании достоверного пространства на плоскости.
Второй задачей является передача движения в неподвижном изображении.
И иногда даже через неподвижные предметы.
В этом видео я расскажу об этой задаче и вариантах ее решения.
Конспект видео
Казалось бы, что может быть проще: нарисуй бегущего — вот тебе и движение. Но нет. Как ни крути, по факту зритель видит неподвижную фигуру, даже если художник изобразил бегущего. И чтобы обмануть зрителя, художнику нужно хорошо потрудиться.
Во-первых, если изображено живое существо, на помощь нам приходит хорошее знание анатомии или наблюдательность. Дело в том, что мы, видя на картинке человека или животное, подсознательно начинаем «примерять» на себя его позу.
Поэтому если в позе персонажа картины невозможно застыть надолго, мы буквально мышцами чувствуем, что он движется.
На том же мышечном чувстве основана передача движения через незавершенность. Когда мы точно знаем, какое движение в следующее мгновение совершит персонаж, мы воспринимаем его как движущегося.
Другой способ передачи движения — композиционный: расположение на листе и в пространстве. Без этого способа не обойтись, если объект неживой и его форма не меняется в движении. Например, когда нам нужно изобразить движущийся поезд или самолет.
Сдвигая объект из центра листа и оставляя перед ним пустое пространство, мы создаем иллюзию движения объекта в сторону этого пространства.
Особенно интересна передача движения неподвижного или потенциального движения.
Один из наиболее известных примеров использования этого приема — стеклянные предметы на краю стола, символизирующие бренность бытия на портретах и натюрмортах Возрождения и Нового Времени.
На этом портрете стеклянная ваза стоит на краю стола. Она неподвижна, но одно неловкое движение модели — и ваза упадет. То есть благодаря расположению предмета в пространстве зритель точно считывает потенциальное движение и его последствия.
Поскольку он делает это скорее бессознательно, ощущение тревоги оказывается сильнее фактической информации, поэтому изображение действует на зрителя более эффективно и лучше запоминается.
Как мы знаем, все познается в сравнении. Это касается и движения в живописи. Грубо говоря, чтобы понять, что объект движется, должно быть что-то неподвижное или движущееся с другой скоростью, относительно чего происходит движение.
Понятно, что у картины всегда есть края, относительно которых движутся изображенные объекты, но можно ещё усилить эффект.
Посмотрите, например, на работы Дейнеки.
На картине «Раздолье» контрастом к движущейся группе служит неподвижное дерево. Художник специально делает его достаточно темным и привлекающим к себе внимание.
На этой картине художник изображает стоящую фигуру как контраст к бегущим.
НАЗАД……….ОГЛАВЛЕНИЕ ………. ВПЕРЕД