Перспективные приспособления

Дюрер описывает четыре механических приспособления для создания перспективных изображений. Рисунки этих устройств стали символами связи линейной перспективы и изобразительного искусства, однако исследователи расходятся во мнениях относительно того, использовал ли их сам мастер, и почти едины во мнении, что не он их изобрел. Тем не менее нельзя отрицать, что устройства крайне наглядно демонстрируют закономерности линейной перспективы и основаны на достаточно глубоком их понимании.

Приспособление 1 для рисования перспективы, издание «Руководства» 1525г.

Первое представляет собой стекло, зафиксированное вертикально (эквивалент картинной плоскости), на которое наносится изображение и визир, задача которого обеспечить условия для наблюдения одним глазом, не меняя точку зрения. Осознание необходимости визира свидетельствует об осознании особенностей концепции точки зрения в системе перспективной проекции. Последователи Дюрера, копируя это устройство, не всегда указывали на необходимость визира.

Главный недостаток этого приспособления — ограничения по размеру изображения. Как отмечает Кэмп, если приспособление использовать так, как показано на иллюстрации Дюрера, высота головы будет около 8 см. (Kemp, M., 1990. The science of art: optical themes in western art from Brunelleschi to Seurat. New Haven: Yale University Press.)

Приспособление 2 для рисования перспективы, издание «Руководства» 1525г.

Второе устройство представляет собой раму с откидной доской, эквивалента картинной плоскости, и нитей, эквивалента лучей зрения. Нити закреплены в определенной точке на стене. При данном методе точка зрения рисовальщика и точка зрения, относительно которой строится изображение, не совпадают. Что свидетельствует о понимании свойств элементов перспективной проекции, более того, без этого понимания устройство не могло быть изобретено, так как принцип явно выходит за пределы бытового знания.

Нужно отметить, что это устройство недостаточно эффективно для создания сложных, криволинейных изображений, более того, небольшая группа точек, показанных на иллюстрации как результат применения метода, физически не могла быть получена таким способом.

Возможное использование методов Дюрера для создания анаморфических изображений. Araujo, A., 2020 Durer machines running Back and Forth. In Bridges 2020 Conference Proceedings: 525-532.

А. Арауджо показывает, что приспособление может быть использовано для создания анаморфических изображений простых неподвижных объектов . Продолжая мысль исследователя, можно предположить, что, если расположить изображение объекта любого типа на плоскости — эквиваленте картинной, устройство может быть использовано для трансформации данного изображения в анаморфическое, рассчитанное на смотрение с заданной точки зрения.

Схематическое изображение возможного использования устройства Дюрера для создания анаморфического изображения. Изображение фигуры abcd находится на картинной плоскости, в случае устройства Дюрера закрепляется на раме, ее эквиваленте, a’b’c’d’ – анаморфическое изображение исходной фигуры, рассчитанное на смотрение с точки зрения S.  Принцип работы рисовальщика тот же, что описан Дюрером.

Арауджо не утверждает, что такое использование имело место, но вопрос представляется существенным, учитывая, что ученик Дюрера Э. Шон создавал анаморфические изображения, а Ганс Гольбейн, чей анаморфоз на картине «Послы» до сих пор вызывает споры, был знаком по крайней мере с теоретической работой Шона. Возможным свидетельством использования приспособления для создания анаморфоза является текст Д. Барбаро «Практика перспективы» (La pratica della perspettiva). 1569.  В этой книге описывается техника создания анаморфоза и говорится, что в следующей главе будет рассказано об еще одном приспособлении, пригодном для этих целей. Следующая глава содержит описание и копию иллюстрации Дюрера с изображением второго приспособления с подписью «приспособление Альбрехта Дюрера для рисования перспективы» (Lo Instrumento di Alberto Durero da pigliari in Perspettiua) [Barbaro, p.191], однако об анаморфозе в ней не упоминается. Не установлено также, означает ли подпись к иллюстрации, что Дюрер считался изобретателем подобной машины или что он ей пользовался, а сами приспособления были известны в Италии.

Приспособление 3 для создания изображения размера, близкого к натуральному. Из издания «Руководства» 1538г. Справа – схемы, показывающие принцип его работы: вид сверху системы проекции, показывающий, что при приближении к картине точки зрения S, длина проекции отрезка АВ уменьшается, соответственно, чтобы изобразить объект как можно больше, нужно увеличить расстояние между картинной плоскостью и точкой зрения.

Третье устройство, автором которого Дюрер указывает Якоба Кезера, предназначено для изображения предметов в натуральную величину без сильных перспективных сокращений.

Дюрер описывает свою задачу как создание системы, при которой картина находится близко к изображаемому объекту и далеко от точки зрения наблюдателя.

Отметим, что с точки зрения геометрии это корректный подход к решению задачи: когда предмет близко к картинной плоскости, он будет изображен практически в натуральную величину, если точка зрения удалена от картинной плоскости на достаточное расстояние.

Устройство представляет собой визир сложной конструкции, обеспечивающий точку зрения (подразумевается, что наблюдатель смотрит одним глазом) на достаточно большом расстоянии от стекла, являющегося в данном приспособлении эквивалентом картинной плоскости.

Приспособление 4 для создания изображения. Из издания «Руководства» 1538г

Четвертое устройство хотя и представляет собой инструмент механического нанесения изображения трехмерного объекта на плоскость, так же включает в себя части-эквиваленты системы перспективных проекций. Это рама с натянутыми в виде сетки нитями, эквивалент картинной плоскости и неподвижный «ориентир», эквивалент точки зрения. При работе с помощью этого устройства на картине делалась сетка, наблюдатель смотрел на изображаемый объект одним глазом поверх «ориентира» или через визир и изображал то, что видит в каждой из клеток сетки рамы в соответствующей клетке на картине.

Плюс этого метода в том, что сетка из нитей и нарисованная сетка могли быть не одинаковыми по размеру при условии одинаковых пропорций, поэтому с помощью этого устройства можно было сделать изображение любого необходимого художнику масштаба. Подобные устройства описывались Леонардо и Альберти.