Для сайта citycelebrity.ru перевела очередную статью – «Как стать художником-комиксистом»

Качество исходной статьи, как всегда, без комментариев, особенно умилило то, что автор умудрился перепутать имя художника, которое в первом же предложении называет одним из самых известных в современной индустрии комиксов.

Но сама тема интересная. Тем более, как преподаватель, я все время сталкиваюсь с вопросами студентов курса академического рисунка о том, какую профессию выбрать, как в нее войти и на что сейчас сделать акцент, чтобы добиться в ней успеха.

Поэтому я решила дать своим студентам возможность пообщаться с профессиональным художником – иллюстратором без посредников.

Они написали вопросы, а иллюстратор Софья Бестужева ответила на них. За что ей огромное спасибо.

Софья в профессии более десяти лет, состоит в ПСХ, занимается журнальной и книжной иллюстрацией. Сотрудничает с издательствами: Clever, Детская Литература, Простые Правила, Бином детства, Феникс Премьер, Пешком в историю, Геодом, Маленький Гений, Лабиринт и др

По-моему, общими усилиями получилось очень интересное интервью. Надеюсь кому-то оно будет не только интересно, но и полезно.

Вопрос абстрактный, но как двигаться от академизмаа к иллюстрации? С натуры рисовать вроде получается, а если попытаешься рисовать иллюстрацию, то выходит некрасиво и не с тем настроением, нет нужной сказочности и фантастичности. Чем вообще полотна классиков отличаются от иллюстраций?

С.Б. Самый сложный вопрос из всех. Я могу порекомендовать только много-много смотреть иллюстрации мастеров-иллюстраторов и анализировать увиденное. Может быть, попробовать нарисовать что-то свое в стиле понравившегося иллюстратора. Обратить внимание на то, как иллюстраторы стилизуют изображения, как сознательно меняют пропорции у персонажей, чтобы подчеркнуть их характер. Как можно по-разному нарисовать природу, здания, предметы. Можно почитать о том,  что такое стилизация. Почитать что-то на тему «персонаж в иллюстрации».

Главное отличие на мой взгляд иллюстратора от художника в том, что иллюстратор все-таки неразрывно связан с текстом, который необходимо проиллюстрировать. Как бы образно он не подошел к иллюстрации, все равно в ней должен прослеживаться текст, к которому она сделана. Художник же высказывает своими художественными средствами то, что его волнует, то, что он хочет выразить, то, что он сам хочет сказать.

Какие художники ее вдохновляли? Был ли у нее ментор именно в области иллюстраций?

С.Б. Не могу сказать, что когда-нибудь я ориентировалась на какого-то определенного художника. В разное время мне нравились разные иллюстраторы. Я очень много всегда смотрела разные иллюстрации, у меня есть папка на компьютере с понравившимися работами разных авторов, которые я периодически просматриваю и вдохновляюсь.  Там собраны иллюстрации, начиная, например, с иллюстраций Анненкова к Блоку и Ники Гольц, Пивоварова, Монина до современных иллюстраторов с компьютерной графикой.

Как должны коррелировать текст и иллюстрации. Дополнять друг друга или дублировать.

С.Б. Текст и иллюстрация неразрывно связаны, конечно. Но все-таки я рассматриваю иллюстратора как соавтора писателя. Иллюстраторы совершенно по-разному могут изобразить один и тот же фрагмент текста. Иллюстратор может в иллюстрации отразить что-то, что выходит за рамки текста, обогатить его, даже додумать. Вы можете посмотреть иллюстрации разных художников к одному и тому же тексту и увидеть, как совершенно по-разному можно проиллюстрировать одно и то же произведение.

Почему иллюстраторы не так известны (за редким исключением, как Ингпен).

С.Б. Честно говоря, мне кажется, что в современном мире и художники -то не очень известны, если только человек не интересуется современным искусством… Много ли обычный человек может вспомнить фамилий художников-современников? … Все знают художников 19-начала 20 века, любой человек может вспомнить фамилии Пикассо или Куинджи, но современных нет… А в 19 веке художники-живописцы и графики также занимались и иллюстрацией, как таковой отдельной профессии не было. Иллюстрацией занимались Бакст, Бенуа, Кустодиев, Сомов, Билибин, Добужинский и другие… Сейчас художников, как и иллюстраторов действительно очень много. Эти профессии уже стали другими, чем были 100 лет назад. Но все-таки в мире есть престижные премии для иллюстраторов, например, Премия Андерсена. И, например, российский иллюстратор Игорь Олейников стал лауреатом премии Андерсена в 2018 году. Есть престижные книжные ярмарки, как например ежегодная международная ярмарка в Болонье, где стремятся представить свои работы иллюстраторы со всего мира. И так далее… Хочу сказать, что в профессии иллюстратора есть куда стремиться. 

Почему книги для взрослых не иллюстрируют.

С.Б. Видимо, это связано с тем, что восприятие мира у ребенка только формируется и ему необходимы картинки, иллюстрации для познания окружающего мира. Хороший детский иллюстратор способен обогатить мир ребенка. И для ребенка иллюстрации в книге как раз очень важны. Но проиллюстрированные книги для взрослых тоже все-таки есть. В основном это какие-то классические произведения, какие-то коллекционные издания…. Мне кажется, взрослому человеку иллюстрации и не нужны, он воспринимает текст, исходя из своего жизненного опыта. Иллюстрации могут только мешать видеть героев книги такими, какими взрослый человек себе представляет…

Почему вы выбрали иллюстрацию, а не анимацию? В чём отличие?

С.Б.  Анимация переводится с французского, как «оживление». Конечно, это рядом с иллюстрацией, но это другое. Это разные профессии. Персонажа в анимации нужно не просто придумать, его нужно оживить. Правильно оживить. Прорисовать ему тысячу движений на каждый кадр…Это же фильм. И сделать анимационный фильм – это огромный труд. Это не труд одного человека, а целой команды. Это все равно что сравнить профессии живописца и художника в кино… В общем, аниматор – это отдельная профессия. Художник-мультипликатор, как, например, Сергей Алимов, может быть и прекрасным иллюстратором книг. Но иллюстратор просто так не может переместиться в профессию аниматора, я думаю.

Какая иллюстрация сейчас наиболее популярна: диджитал или традиционная? И если традиционная, то как происходит подготовка ее к использованию и печати (этим занимается выпускающий верстальщик или сам автор)?

С.Б. Сейчас, конечно, в основном везде диджитал-иллюстрации (об этом я говорю в ответе на вопрос 17). Есть исключения, конечно. Если это дорогое издание, которое иллюстрирует какой-нибудь мэтр в иллюстрации, если есть много времени на выполнение иллюстраций… Есть отдельные издательства, которые работают только с рукотворными иллюстрациями. Но в основном основная масса книг, которые сейчас выходят, проиллюстрированы компьютерной графикой. Но если все-таки иллюстрация выполнена на бумаге, то готовят ее к печати в издательстве, насколько я знаю…

Существует ли на российском рынке ниша образовательной иллюстрации?

 С.Б.  Если речь в вопросе идет об обучающих, развивающих книгах, то да, конечно. Есть издательства, которые специализируются на разной учебной литературе, развивающих книжках для детей и взрослых и т.д. На самом деле, мне кажется, почти в каждом детском издательстве издается обучающая литература с иллюстрациями.

Существуют ли штатные иллюстраторы или это в основном фриланс и проектная деятельность?

С.Б. Если зайти на сайты поиска работы, то там можно найти вакансии для иллюстраторов в офисы. Как правило, это не издательства, а какие-то компании, где требуется иллюстратор-дизайнер. Это могут быть компании, где нужен иллюстратор для создания иллюстраций на упаковку, создание каких-то иллюстраций для приложений, сайтов… Почти сто процентов, что тут требуется иллюстратор со знанием компьютерных программ и умением работать на планшете. В издательствах, мне кажется, тоже бывают штатные иллюстраторы, но их, как правило, очень мало.

Есть ли какая-то градация проектов внутри иллюстрационной деятельности по количеству заказов (например: на первом месте детская литература, потом реклама, за ней дизайн логотипа учреждения etc)?

С.Б. Мне кажется, тут нельзя сказать, что какая-то иллюстраторская деятельность более востребована, чем другая. Есть разные направления в иллюстрации, и в каждом востребованы свои иллюстраторы. Например, детские иллюстраторы работают с иллюстрациями для детских книг и журналов. А фэшн-иллюстраторы — с глянцевыми журналами, связанными с модой. Есть коммерческие иллюстраторы, которые работают только с рекламными агентствами… и т.д. Мне кажется, каждый иллюстратор, исходя из стиля, в котором он работает, занимает какую-то свою нишу. И соответственно имеет заказы в основном только в той области, в которой работает. И, если иллюстратор хороший профессионал, он будет востребован в своей нише.

Каким образом выбирается момент для иллюстрации, при иллюстрации истории.

С.Б. Если я правильно поняла, речь идет о том, как выбрать, какой именно фрагмент текста проиллюстрировать, если дан большой текст и иллюстратору самому надо выбрать, что иллюстрировать. Я думаю, что иллюстратор должен прочитать текст и выбрать в каждой главе то главное, что является основным в сюжете этой главы. Это и будет то, что нужно проиллюстрировать. Условно говоря: Красная шапочка собирается к бабушке, Красная шапочка встречает волка, Волк у бабушки и т.д.   Тут не имеет смысла иллюстрировать, как Красная шапочка просто идет одна по лесу, иллюстрация должна нести максимум информации из текста или фрагмента текста.

Как определяется достаточность деталей (добавить если мало, остановиться если уже много). Есть ли современные тренды относительно детализации изображений

С.Б. Детализация очень важна для детской иллюстрации. Для ребенка особенно важны иллюстрации в книгах, потому что ребенок только начинает познавать мир. И поэтому, например, мне, интересно работать именно с детской иллюстрацией. Важно не просто проиллюстрировать текст, а чтобы ребенку было интересно рассматривать иллюстрации. И интересных деталей здесь как раз может быть очень много. Рядом с основным сюжетом может происходить что-то еще. Что-то забавное и интересное. Условно говоря, в центре происходит основной сюжет, а рядом можно придумать еще какой-то сюжет, которого нет в тексте, но которой может быть. Допустим, дело происходит в лесу, главные герои животные. И художник вполне может изобразить здесь также жизнь каких-то маленьких насекомых, какие-то смешные ситуации между ними, растения, узнаваемые ребенком, что-то второстепенное, что также на фоне может происходить в лесу, птички какие-то другие животные чем-то заняты…. Какие-то детали могут быть связаны с определенным временем года. Если на иллюстрации детская комната (допустим, текст короткий «ребенок играет с машинкой в детской комнате»), то для иллюстратора здесь огромное поле для фантазии. Интересно будет нарисовать то, что ребенок  может увидеть у себя дома: например, разбросанные игрушки, изрисованные обои, поделки, стоящие на подоконнике, детские рисунки на стенах, любимая игрушка в кровати и т.д. Маленькие детали очень важны и интересны. Они не должны перетягивать на себя внимание, но они могут параллельно существовать и дополнять происходящее.

Как выбирается техника выполнения иллюстраций. Кто и как определяет соотношение разных типов иллюстраций в одном издании.

С.Б. Как правило, технику выполнения иллюстрации выбирает заказчик. Обычно заказчик знает, в каком стиле ему нужна иллюстрация. Хочет он, допустим рукотворные акварельные иллюстрации или компьютерную графику, или что-то еще. Соответственно, он обращается к иллюстратору, работающему в нужном ему стиле.

Посоветуйте, пожалуйста, новичкам, с чего начать? Поделитесь своим личным опытом, может быть есть полезная литература, фильмы.

С.Б.  Ответ на этот вопрос отчасти можно найти в ответах на другие вопросы. А из современной литературы на эту тему могу порекомендовать:

  •  Риз Даррэлл «Профессия. Художник-иллюстратор»
  • Н. Ратковски «Профессия иллюстратор. Учимся мыслить творчески»
  • Л. Конгдон «Твори целый день»
  • Клеон Остин «Кради как художник»
  • Клеон Остин «222 лучших молодых иллюстратора»
  •  Яна Франк «Тайные знания коммерческих иллюстраторов»

Нормально ли в начале пути копировать чьи-то стили в своих работах?

С.Б. Думаю, что, конечно. Пока иллюстратор ищет свой собственный стиль, он так или иначе смотрит много разных иллюстраций, разных иллюстраторов и ищет то, что ему ближе, что ему нравится. И, конечно, в начале есть смысл попробовать нарисовать что-то в понравившемся стиле. Не нужно копировать иллюстрацию, но можно проанализировать и попробовать нарисовать свое в определенном стиле. Можно и попробовать скопировать, но это только для себя и, конечно, нигде не выставлять эту работу под видом своей. И также совершенно нормально вдохновляться работами других художников. На основе чьих-то идей могут приходить свои, новые идеи для иллюстраций.

Где брать первые заказы? За что стоит браться, за что нет?

С.Б. Первое, что нужно сделать – это создать свое портфолио. Можно создать свой сайт со своими работами или разместить свои работы на сайтах, где заказчики ищут исполнителей. Если вы готовы работать, как фрилансер, размещайте свои работы на сайтах фрилансеров: freelance.ru, fl.ru Есть крупная база иллюстраторов: illustrators.ru Международная площадка: behance.net Можно рассказывать о себе в социальных сетях.  Другие сайты для фрилансеров можно поискать в интернете. Их достаточно много. Главное понимать, что конкуренция в профессии иллюстратора сейчас очень большая. Поэтому нужно хорошо себе представлять, какой иллюстрацией вы хотели бы заниматься: иллюстрации для детских книг, для образовательной литературы, для журналов и т.д. И соответственно в портфолио должны быть самые лучшие работы на темы, которыми вы хотели бы заниматься. Про правила создания портфолио тоже можно найти подробные статьи в интернете (советы и т.д.) Второе, после создания портфолио – это самостоятельный поиск заказов. Если вы хотите работать с издательствами, нужно отправить ссылку на свое портфолио и рассказ о себе как можно в большее количество издательств. Как, правило, на сайтах издательств в разделе «контакты» или «вакансии» есть адрес, куда иллюстраторам предлагается отправить свое портфолио. Издательства часто ищут новых иллюстраторов для сотрудничества. Также можно искать работу на сайтах о работе. Отвечать на предложения на фриланс-сайтах.

В начале стоит браться за все, что предлагают и что может хорошо пополнить ваше портфолио. Вам решать, какую выгоду вы можете получить от работы. Это может быть не самая желанная вами работа, но она, например, неплохо оплачивается. Или, наоборот, денег вы получите не так много, но зато у вас в портфолио появятся полноценные красивые иллюстрации, на которые потом обратят внимание новые заказчики…

Все техники исполнения одинаково востребованы или какие-то больше? (акварель, пастель, дидж)

С.Б. Мне кажется, в данный момент, все-таки, самое востребованное направление – это диджитал иллюстрации. Понятно, что это связано со скоростью создания иллюстраций, легкостью редактирования. Тем более, что сейчас в компьютерной графике много возможностей. На планшете можно при желании сделать иллюстрации, которые будут выглядеть почти так же, как иллюстрации, сделанные при помощи красок и других материалов на бумаге. Но есть отдельные издательства (в детской иллюстрации, например, издательство  Настя и Никита), которые предпочитают иллюстраторов, работающих с «живыми» материалами. 

  Есть ли у иллюстраторов какие-то особенности в общении с заказчиком?

С.Б. Заказчики бывают разные. Особенно не всегда понятно, чего ожидать от частного заказчика. Иногда заказчики не очень понимают, что им нужно. Поэтому у заказчика должно быть хорошо прописанное ТЗ (техническое задание). Как правило, издательства сразу вместе с предложением о сотрудничестве присылают ТЗ. В нем есть текст, который нужно проиллюстрировать или макет книги с уже вставленным в страницы текстом. Описание иллюстраций, размеры, условия оплаты и т.д. Часто просят нарисовать первую тестовую иллюстрацию, чтобы посмотреть, подойдет ли вообще данный художник для данной работы. Некоторые художники отказываются от теста и от всего заказа соответственно, т.к. тестовая работа обычно не оплачивается в случае, если она не подошла. Но вообще тестовое задание – обычная практика. Если художник подходит, он выполняет эскизы, которые утверждаются и затем заканчивает работу. Как выплачивается гонорар – обговаривается заранее. Также перед началом работы заключается договор между иллюстратором и издательством, где прописаны все обязанности и договоренности. С частными заказчиками в этом смысле сложнее. Грамотно составить договор не все могут и часто заказчик и иллюстратор работают просто на доверии. Я рекомендую брать предоплату у частных заказчиков после выполнения эскизов. Или договориться, чтобы он оплачивал каждую иллюстрацию отдельно. Можно выслать ему маленькое фото работы, попросить оплатить, а затем уже высылать готовую для печати иллюстрацию.

Есть ли стандарты/нормы срока выполнения заказа?

С.Б.  Каких-то общих норм нет… Сроки выполнения заказа всегда прописаны в договоре. И, конечно, нужно сделать все, чтобы уложиться в сроки. Обязательность и ответственность – очень важные качества в любой работе и ценятся заказчиком. Заказчик, поняв, что на вас можно положиться, может предложить вам новую работу в перспективе.  Иногда заказчик может перед началом работы спросить, сколько вам нужно времени на выполнения заказа. Иногда он сам говорит, что нужно уложиться в такое-то время. И вы понимаете, возможно ли это для вас или нет. С опытом приходит понимание, сколько примерно нужно времени на одну иллюстрацию именно вам.

С кем интереснее, приятнее работать с издательством или частными заказчиками?

 С.Б. Интересный вопрос! Конечно, в любой работе есть еще и человеческий фактор. Бывает, что попадаются очень интересные и хорошие люди, с которыми просто приятно работать и что-то делать вместе. Это могут быть и редакторы издательств, и частные заказчики. Как правило, в издательствах четко знают, что хотят, что нужно сделать, сколько они готовы заплатить. Частные заказчики, бывает, вообще ничего не знают, они новички, и тогда вы сами их направляете, что-то предлагаете интересное, советуете. Они думали, что им нужно что-то одно, а вы можете им предложить что-то другое и они вдруг говорят: как здорово. У вас может быть очень большой простор для творчества. Иногда, наоборот, человек ждет, что вы заглянете ему в голову и поймете, как он себе все представляет, а это оказывается невозможным.    Специфика в том, что от частных заказчиков не знаешь, чего ожидать. Также это человек, который может подвести, исчезнуть, который в середине работы вдруг отказывается или ему вдруг ничего не нравится…. Разные бывают ситуации. 

Бывают ли узкие специалисты в профессии, например, тот, кто занимается только книжной иллюстрацией? Если да, то + и — такого подхода.

С.Б. Мне кажется, так и должно быть… Иллюстратор, который рисует во всех стилях подряд, хватается за всё подряд – все-таки это что-то не правильное… Все-таки у иллюстратора должен быть свой собственный узнаваемый стиль. Ну или по крайней мере какой-то единый стиль. И он рисует в нем, занимается только тем, что подходит для работы в этом стиле. Конечно, иллюстратор детских книг, например, может выполнить какую-то иллюстрацию для упаковки, в таком же детском стиле, иллюстрацию для открытки, для детской игры и т.д. Это, конечно, интересно, выполнять разные задачи. Здорово, если его иллюстрации подходят для разных задач. Но, все-таки, главное, чтобы иллюстратор чувствовал какой-то свой стиль… Конечно, можно экспериментировать, но все-таки не кидаться от реализма к условному рисунку и т.д. Вас должны узнавать, хотеть заказать у вас именно ваш стиль. Поэтому, в начале творческого пути надо пробовать, искать себя …