Атрибуция

Ок. 1519. Кисть, перо, белила, черная краска, красно-коричневая бумага. 42.7 на 30.8 см. Базельский художественный музей. Inv. 1662.139

Анализ построения пространства

Схема построения изображения в перспективе.

Использована схема построения с опорой на две точки схода, близкие к точкам дистанции. Количество элементов и точность построения не позволяют допустить, что изображение было сделано интуитивно, без понимания концепции. Архитектура изображена с точностью близкой к архитектурному рисунку, что видно при реконструкции построения. Грани, которые могут восприниматься как сходящиеся в Т.С. 3, выбранной неверно, вероятнее всего, являются частью треугольного фронтона.

Реконструкция архитектурного сооружения в «Святом семействе» Ганса Гольбейна. Направления граней сохранены. За исключением некоторых неточностей, (отмечены желтым на предыдущем рисунке) изображение построено в соответствии с основными правилами линейной перспективы.


Проблема анаморфоза

По утверждению Кристиана Мюллера в работе использована техника анаморфоза. (См. Muller C. “It Is the Viewpoint That Matters: Observations on the Illusionistic Effect of Early Works by Hans Holbein.” Studies in the History of Art 60 (2001) Автор утверждает, что феномен не воспроизводится на фото, а проявляется только при непосредственном восприятии благодаря явлению «robustness of perspective»

Такое утверждение не представляется обоснованным. Подробная аргументация будет приведена после публикации моей статьи с результатами исследования.

Аннотированная библиография

Journal of Research in Philosophy and History Vol. 4, No. 1, 2021 Leonardo’s Skull and the Complex Symbolism of Holbein’s “Ambassadors” Christopher W. Tyler, Ph.D., D.Sc

Автор отмечает использование в работе «сложной перспективы с двумя точками схода» и отмечает, что «Природа псевдоримского декора подразумевает изобретательность и интерес к перспективным иллюзиям, которые обычно не ассоциируются ни с одним из Гольбейнов (отцом или сыном)» Однако, анализа построений и степени их точности не делается, автор ограничивается приведенными выше комментариями.

Muller C. “It Is the Viewpoint That Matters: Observations on the Illusionistic Effect of Early Works by Hans Holbein.” Studies in the History of Art 60 (2001)