1515. 36 x 51.6 см. Перо, тушь, краски на водной основе. Базельский художественный музей. Inv. U.II.3

Анализ построения пространства.

Применена схемой построения, основанная на главной точке картины, расположенной близко к центру. И является первым, дошедшим до нас произведением Гольбейна, где построения выполнены точно. Вероятнее всего, в процессе работы над копией художник освоил эту схему.

Работа является копией гравюры «Се Человек» Лукаса ван Лейдена (1510 г., Метрополитен-музей). Она не совпадает по размеру с известным нам оригиналом, но построена точнее и дополнена более сложными по конструкции элементами. Все ребра основных объектов, перпендикулярные картинной плоскости, сходятся в одной точке, чего не скажешь об оригинале. Арки заменены полукруглыми, над куполом центрального строения добавлена цилиндрическая конструкция. Конечно, нельзя исключать возможности существования другой вариации темы, выполненной Лейденом. Но пока нам она не известна, наиболее вероятный вывод — Гольбейн понимал принцип построения перспективного изображения с опорой на главную точку картины, когда создавал это произведение и работал над проблемой построения перспективного изображения окружности.


Схема построения в гравюре Лукаса ван Лейдена (1510 г., Метрополитен-музей).