Цвет. Тепло-холодность.

Все вы, конечно, помните что живопись это прежде всего цветовые отношения.

То есть когда мы говорим о живописных качествах работы мы имеем ввиду

  • Как подобраны объекты на изображении по цвету и тону, и какое количество определенного цвета и тона на работе.
  • Как передано взаимное влияние цветов друг на друга посредством контраста, нюанса и посредством рефлексов.
  • Как передана цвето-тональная среда — то есть интенсивность и цвет освещения.

Последний параметр очень важен. Именно он определяет состояние в пейзаже и настроение в большинстве композиций.

Например, чтобы передать ощущение ясного утра нужно изобразить среду умеренной освещенности розоватым светом.

Во многих картинах ощущение тайны и драматизма создано за счет слабого красноватого света, идущего от свечи.

О первом и частично втором параметре мы поговорим когда будем изучать композицию.

Сейчас сосредоточимся на третьем.

Как передать освещенность?

С помощью:

  • общего тона, то есть,  ВСЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ в утреннем пейзаже светлее, чем в ночном
  • теплохолодности, то есть если свет теплый, тень холодная и наоборот.
  • Дополнительных цветов. То есть, когда свет имеет определенный оттенок, тени приобретают оттенок дополнительного цвета. Звучит страшно, но все просто. Свет на предмете — цвет предмета+цвет света, тени, в том числе и поедающие цвет поверхности + дополнительный цвет света. На всякий случай, дополнительный- противоположный по цветовому кругу.

Разберем пример.

Здесь свет дневной, яркий, оранжево-персиковый, соответственно тени приобретают синеватый оттенок.



Достаточно наглядно этот принцип виден в работах пуантилистов, которые пользовались не механическим, а оптическим смешением цвета.

Обратите внимание, что среди критериев нет ни яркости красок ни смелости манеры, и то и другое дело вкуса, никак не влияющее на качество живописи, вопреки расхожему мнению.

Ваше задание .

Вы изображаете объект с контрастным освещением, причем вы пишите, какой оттенок и интенсивность света и какой оттенок тени.

Потом вы делаете тот же объект с воображаемым освещением, например, ярко-синим.

Обратите внимание, что вы изображаете объект в среде, так же освещенной, то есть фон не может быть белым!

Подобные эксперименты легли в основу творчества Моне. Правда, ему было не так интересно, он не пытался придумать освещение, а искал разные варианты освещения в натуре. 

Моне. Часть серии «Стога»
Моне. Часть серии «Тополя»