Все вы, конечно, помните что живопись это прежде всего цветовые отношения.
То есть когда мы говорим о живописных качествах работы мы имеем ввиду
- Как подобраны объекты на изображении по цвету и тону, и какое количество определенного цвета и тона на работе.
- Как передано взаимное влияние цветов друг на друга посредством контраста, нюанса и посредством рефлексов.
- Как передана цвето-тональная среда — то есть интенсивность и цвет освещения.
Последний параметр очень важен. Именно он определяет состояние в пейзаже и настроение в большинстве композиций.
Например, чтобы передать ощущение ясного утра нужно изобразить среду умеренной освещенности розоватым светом.
Во многих картинах ощущение тайны и драматизма создано за счет слабого красноватого света, идущего от свечи.
О первом и частично втором параметре мы поговорим когда будем изучать композицию.
Сейчас сосредоточимся на третьем.
Как передать освещенность?
С помощью:
- общего тона, то есть, ВСЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ в утреннем пейзаже светлее, чем в ночном
- теплохолодности, то есть если свет теплый, тень холодная и наоборот.
- Дополнительных цветов. То есть, когда свет имеет определенный оттенок, тени приобретают оттенок дополнительного цвета. Звучит страшно, но все просто. Свет на предмете — цвет предмета+цвет света, тени, в том числе и поедающие цвет поверхности + дополнительный цвет света. На всякий случай, дополнительный- противоположный по цветовому кругу.
Разберем пример.
Здесь свет дневной, яркий, оранжево-персиковый, соответственно тени приобретают синеватый оттенок.
Достаточно наглядно этот принцип виден в работах пуантилистов, которые пользовались не механическим, а оптическим смешением цвета.
Обратите внимание, что среди критериев нет ни яркости красок ни смелости манеры, и то и другое дело вкуса, никак не влияющее на качество живописи, вопреки расхожему мнению.
Ваше задание .
Вы изображаете объект с контрастным освещением, причем вы пишите, какой оттенок и интенсивность света и какой оттенок тени.
Потом вы делаете тот же объект с воображаемым освещением, например, ярко-синим.
Обратите внимание, что вы изображаете объект в среде, так же освещенной, то есть фон не может быть белым!
Подобные эксперименты легли в основу творчества Моне. Правда, ему было не так интересно, он не пытался придумать освещение, а искал разные варианты освещения в натуре.