Sōsaku-hanga на коленке. Первые пробы.

Предистория

Вдохновившись походом на выставку “Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо” в пушкинском музее, и узнав из описаний мастер-классов  по японской гравюре Sōsaku-hanga и моку-ханга, что для неё не нужен станок, я решила попробовать освоить эту технику.

Википедия нам говорят, что Sōsaku-hanga (творческая печать) — художественное движение  Японии, начала 20 века. Основной его идеей было то, что художник сам производит весь цикл работ, необходимый для создания гравюры. В противоположность движению shin-hanga
(Новая печать) которое сохраняло традиционную для ukiyo-e систему  разделения труда между рисовальщиком, резчиком печатником и издателем. Художники Sōsaku-hanga считали, своей целью создание искусства для искусства (art for art’s sake), основанного на творческом самовыражении.

В общем, идея сделать выразительную тиражную вещь с помощью подручных средств показалась мне крайне заманчивой.

За основу я взяла работу Ohara Koson. White Heron Standing in the Rain. Упростив рисунок,  для первых экспериментов. Теперь то я знаю, что художник относится как раз к противоположной традиции (shin-hanga) но с выразительную у нее в любом случае, все  в порядке.

Ohara Koson. White Heron Standing in the Rain.

Материалы

Резцы для Sōsaku-hanga

Для работы я использовала

  1. Липовую доску 10 на 10, лучше брать доску побольше, т к она должна быть больше, чем лист бумаги, иначе неудобно передавливать рисунок.
  2. Китайскую тушь. Можно,говорят, использовать любую.
  3. Кисть щетина, для нанесения туши. Лучше использовать валик, но у меня его не было.
  4. Резцы 3 профилей. Но, в крайнем случае можно обойтись канцелярским ножом.
  5. Бумага, ватман и картон для пастели. Ватман оказался лучше.

Процесс

  • Сначала наносим рисунок.
  • Потом прорезаем его по контуру, перпендикулярно поверхности доски
Резцы для контура и для фона
  • Выбираем фон, двигаясь от края доски к контуру изображения. Липа-материал хрупкий и работая от контура можно получить сколы.
  • Грунтуем доску ПВА или акрилом, чтобы краска впитывалась равномерно и не слишком сильно. Как я поняла, часто это делают до резьбы, так понятнее, как будет выглядеть отпечаток
доска Sōsaku-hanga

 

  • Наносим тушь
Тушь и кисть для нанесения ее на доску
  • Делаем оттиск. Бумагу накладывают на доску, а не наоборот и проглаживать рукой, скалкой или ложкой. Я попробовала ватман и картон для пастели. На ватмане отпечаток получился гораздо более четким.
отпечатки на разных типах бумаги

Конечно, пока это только проба пера и фото процесса куда лучше результата, но, надеюсь, это только начало.

Первый опыт Sōsaku-hanga