Валерий Чтак: “Я делаю вторичное неплохое искусство”.

Материал для Q-Art Gallery

На прошедшей ярмарке Cosmoscow художником года был выбран Валерий Чтак. Мы решили, что это хороший повод поговорить с ним о его искусстве и не только.

  • Расскажите о Ваших впечатлениях от ярмарки?

В целом всё прошло отлично. Там были работы, которые мне понравились, но все эти бесконечные толпы людей — я, к сожалению, ничего не воспринимаю из-за этого.

  • Часто приходится слышать, что современным искусство делает обращение к актуальным социальным проблемам. Согласны?

Это просто чепуха. Актуальные проблемы актуальны сейчас, а потом они таковыми не будут. Я очень люблю, показывая свои картинки, спрашивать о том, когда это было сделано. Они могли быть созданы в 2009-м, или в 2018-м, или в 1992-м, но по произведениям это вообще не всегда понятно. Делать такие работы мне гораздо интереснее. Как пел Виктор Робертович Цой: “И пускай фонари светят ярче далеких звезд — фонари все погаснут, а звезды будут светить”. 06.10.2022

  • Сейчас на Винзаводе выставка Вашего учителя Авдея Тер-Огоньяна «Самая плохая выставка на свете». В кураторском тексте он пишет: «Современное „плохое“ искусство делают хорошие художники…». Считаете ли Вы свои работы «хорошим плохим искусством»?

Я ещё не ходил на эту выставку. Говоря о своём творчестве, я называю его — неплохое вторичное искусство — вот чем я занимаюсь. Это не плохо? Конечно, нет. Это вторично? В общем и целом — да. Получается, что можно найти какие-то аналоги.
Мне интересны работы Авдея и выставки сами по себе, но я не стал бы свое творчество анализировать его методами.

  • Вы начинали с участия в акциях Авдея Тер-Оганьяна. Сейчас вы работаете каждый в своем стиле и в своей логике. Когда произошел переломный момент?

На самом деле мне акции и перформансы всегда были немного дискомфортны. Я всегда прятался у себя в каморке, рисовал и потом где-то показывал, и смотрел неузнанный на реакцию людей. Мне кажется, это более интересно, чем какие-то акции.
Я очень сильно разочаровался во всей этой левацкой активности. Давно, а особенно после появления ребенка. Я участвовал во всем этом по инерции до 2008 года, но я давным-давно перестал быть левым.
Для себя я нашел удобную политическую систему, называется постлевый анархизм, с большим упором на индивидуализм, на капитализм и так далее. Это меня интересует гораздо больше, чем то, что было раньше. Странно, что некоторые люди не повзрослели, и для них вся эта чепуха является актуальной, это удивительно.

  • Вы называете свои работы ремеслом. Насколько важны ремесленные аспекты в традиционном смысле этого слова? Или имеется в виду ремесло создания интересного визуала, и технические моменты не важны?

Эскизов я не делаю никогда. Под ремеслом я подразумеваю то, что делается руками, когда ты понимаешь как механически устроены какие-то вещи. Ремесло в смысле DIY(от англ. Do it yourself), то есть сделай качественно и хорошо своими руками, — я за такое ремесло. Берешь, учишься сверлить, научился — сверлишь.
Про теорию визуального восприятия я ничего не знаю и не знаком ни с кем. Я ничего этого не видел, не понимаю и не читал, — все делаю интуитивно.

  • Важно ли «ручное производство»? Придумать идею и поручить исполнение другим людям или нейросети — не Ваш метод?

В последнее время из-за проблем со здоровьем мне приходится прибегать к большому количеству помощников, но я стараюсь, чтобы эти люди работали со мной, а не на меня. И я, конечно же, продолжаю сам делать работы руками.
Нейросеть для меня — какая-то чепуха, в которой я ничего не понимаю. Мне кажется, что я не подхожу для всего этого.

  • Как происходит создание работы?

Как создаются работы — сказать сложно. Иногда бывает нужно сделать шесть картин, и ты их делаешь. Никаких референсов, никаких подходящих цитат при этом я не ищу. Я не знаю, откуда взялся этот странный миф, что я что-то цитирую. Может, я процитировал что-то всего лишь два-три раза! В основном никаких цитат нет, это я говорю! Тем не менее по интернету гуляет текст о том, что я и то и другое цитирую. Я его прочитал и не понимаю, почему люди думают, что я что-то цитирую, ведь я это придумал.

  • В одном из интервью Вы упоминали, что Ваш отец был хорошим графиком.

Мой отец не был профессиональным художником, но мог бы сделать прекрасную карьеру книжного графика или же художника-станковиста. Он очень был талантливым, но это все, к сожалению, утратилось из-за пагубных привычек.
Отец талантливо создавал зарисовки к заметкам и запискам. Он рисовал в них портреты всех членов семьи, и собаку, и кошку, и как-то он очень очаровательно это делал и очень похоже.

  • Теперь понятно, откуда у Вас интерес к сочетанию текста и изображения.

У меня очень много влияний. Допустим, такая тотальная слоистость — это очень характерно для моей бабушки, Елены Радкевич, которая жива до сих пор и является художником в студии Белютина. Ее работы полу-абстракционистские и авангардистские. И у нее всегда всё как-то накладывалось друг на друга, причём даже не в картинах, а в быту — всегда масса каких-то слоев, куча всего, одно на другое наложено, но все очень со вкусом и красиво сделано.

  • С такой бабушкой действительно нет смысла читать теоретические труды по композиции, все в процессе общения узнаешь!

Не стоит переоценивать степень ее влияния на мое творчество. Оно, безусловно, есть, но все же не всеохватное. Её быт оказал больше влияния, возможно также я от нее унаследовал композиционное чутье.