Зачетное задание.

Вариант 1. Тональный рисунок натюрморта из простых светлых предметов.

Чек лист для самопроверки.

  1. Предварительный набросок.

ВСЕГДА начинаем с наброска: тонкими светлыми линиями на глаз намечаем предметы, определяем их размер, взаимное расположение и размещение на листе. На этом этапе не надо строить. Когда набросок сделан проверяем:

  • что предметы не слишком крупные (не упираются в край листа и не вылезают за его пределы) и не слишком мелкие ( вокруг них не слишком много места). Точных правил композиции НЕТ, если, конечно это не экзаменационное задание в конкретном учебном заведении. Соблюли ли вы этот пункт, вы решаете сами для себя. Главное, чтобы ваш выбор композиции был осознанным
  • Взаимное расположение предметов должно соответствовать натуре (какие ближе, какие дальше и какие между ними расстояния)
  • Проверяем, на глаз, пропорции предметов и их соразмерность друг другу.

Если нашли ошибку — исправляем. Чем раньше вы нашли ошибку, тем проще ее исправить. Ни красивый штрих, ни проработка деталей, ни эффектная манера не могу замаскировать ошибок!

2. Линейное построение.

  • Проверяем с помощью измерений пропорции каждого предмета (отношение длины к ширине всего предмета и соразмерность его деталей ( ручек, носиков и т.д). Вспоминаем, как мы измеряли пропорции, когда рисовали коробочку.
  • Проверяем соотношения размеров всех предметов в постановке между собой. (Сколько раз высота одного укладывается в высоте другого и т.д.) И расстояние между ними.
  • Проверяем симметричность всех симметричных предметов.
  • Проверяем, что все параллельные прямые, удаляясь от нас, сходятся в точке схода
  • Проверяем, что чем дальше эллипсы от линии горизонта, тем более они раскрыты.

3. Тональная моделировка.

После завершения работы проверяем рисунок на соответствие следующим критериям:

  • У каждого предмета есть теневая и световая часть.В свету нет ничего такого темного как в тени, в тени нет ничего такого светлого, как в свету.
  • Граница между световой и теневой частью соответствует форме предмета (прямая на боковой поверхности цилиндра, дуга на шаре и т. д.)
  • Рефлексы темнее полутона
  • Если предметы одинакового тона, тот, что к нам ближе — контрастнее.
  • В тональном рисунке не должно быть линий — только границы тона.

Вариант 2. Линейный рисунок по представлению композиции из геометрических тел .

Чек лист для самопроверки.

  1. Предварительный набросок. ВСЕГДА начинаем с наброска: тонкими светлыми линиями намечаем геометрические тела, определяем их размер, взаимное расположение и размещение на листе. На этом этапе не надо строить. Когда набросок сделан проверяем, что предметы не слишком крупные (не упираются в край листа и не вылезают за его пределы) и не слишком мелкие ( вокруг них не слишком много места). Точных правил композиции НЕТ, если, конечно это не экзаменационное задание в конкретном учебном заведении. Соблюли ли вы этот пункт, вы решаете сами для себя. Главное, чтобы ваш выбор композиции был осознанным.

2. Линейное построение. После завершения работы проверяем:

  • симметричность всех симметричных предметов.
  • что все параллельные прямые, удаляясь от нас, сходятся в точке схода
  • что чем дальше эллипсы от линии горизонта, тем более они раскрыты.
  • Что толщина и яркость линий соответствует их расположению и функции. Чем ближе к нам линия, тем она темнее и ярче, чем дальше, тем тоньше и светлее. Невидимые линии тоньше и бледнее видимых.

Вариант 3. Тональный рисунок по представлению композиции из геометрических тел.