Общие задачи изобразительного искусства. Движение действительное и потенциальное.

Странная вещь — изобразительное искусство. С точки зрения бытовой логики большинство его задач заведомо невыполнимы.

Мы уже говорили об одной такой задаче — создании достоверного пространства на плоскости.

Второй задачей является передача движения в неподвижном изображении.

И иногда даже через неподвижные предметы.

В этом видео я расскажу об этой задаче и вариантах ее решения.

Конспект видео.

Казалось бы, что может быть проще: нарисуй бегущего — вот тебе и движение. Но нет. Как ни крути, по факту зритель видит неподвижную фигуру, даже если художник изобразил бегущего. И чтобы обмануть зрителя, художнику нужно хорошо потрудиться.

Во-первых, если изображено живое существо, на помощь нам приходит хорошее знание анатомии или наблюдательность. Дело в том, что мы, видя на картинке человека или животное, подсознательно начинаем «примерять» на себя его позу.

Поэтому если в позе персонажа картины невозможно застыть надолго, мы буквально мышцами чувствуем, что он движется.

Гвидо Рени. Гиппомен и Аталанта, 1618–1619, Музей Прадо.

На том же мышечном чувстве основана передача движения через незавершенность. Когда мы точно знаем, какое движение в следующее мгновение совершит персонаж, мы воспринимаем его как движущегося.

Другой способ передачи движения — композиционный: расположение на листе и в пространстве. Без этого способа не обойтись, если объект неживой и его форма не меняется в движении. Например, когда нам нужно изобразить движущийся поезд или самолет.

Сдвигая объект из центра листа и оставляя перед ним пустое пространство, мы создаем иллюзию движения объекта в сторону этого пространства.

Георгий Нисский. Картина «Над снегами», 1960

Особенно интересна передача движения неподвижного или потенциального движения.

Один из наиболее известных примеров использования этого приема — стеклянные предметы на краю стола, символизирующие бренность бытия на портретах и натюрмортах Возрождения и Нового Времени.

Ганс Гольбейн. Портрет Георга Гизе. 1532

На этом портрете стеклянная ваза стоит на краю стола. Она неподвижна, но одно неловкое движение модели — и ваза упадет. То есть благодаря расположению предмета в пространстве зритель точно считывает потенциальное движение и его последствия.

Поскольку он делает это скорее бессознательно, ощущение тревоги оказывается сильнее фактической информации, поэтому изображение действует на зрителя более эффективно и лучше запоминается.

Как мы знаем, все познается в сравнении. Это касается и движения в живописи. Грубо говоря, чтобы понять, что объект движется, должно быть что-то неподвижное или движущееся с другой скоростью, относительно чего происходит движение.

Понятно, что у картины всегда есть края, относительно которых движутся изображенные объекты, но можно ещё усилить эффект.

Посмотрите, например, на работы Дейнеки.

На картине «Раздолье» контрастом к движущейся группе служит неподвижное дерево. Художник специально делает его достаточно темным и привлекающим к себе внимание.

На этой картине художник изображает стоящую фигуру как контраст к бегущим.

НАЗАД……….ОГЛАВЛЕНИЕ ………. ВПЕРЕД