Рецензия на подкаст BBC In Our Time

1870-е , 47×62.2 см • Масло, Холст

Выпуски подкаста BBC, In Our Time, посвященные искусству — это всегда дискуссия на хорошем профессиональном уровне, внимательный, часто с неожиданной стороны взгляд на вечные вопросы, по которым,  казалось бы уже все сказано.

Например, вопрос “ гений я или не гений” наверное, задавал каждый студент художественного вуза, хотя бы себе, хотя бы в более лукавой формулировке.

Однако далеко не каждый осознает, что до начала 19 века этого вопроса у художников не могло возникнуть по техническим причинам.

Если б Микеланджело спросили, гений он или нет, он бы просто не понял вопроса.

Понятие гений, в современном смысле слова возникло только на рубеже 18 и 19 в.

Второе традиционное орудие студенческого самобичевания — вопрос, ремесленник я или художник — не многим старше. Большая часть того, что мы называем искусством,  воспринималось его создателями как ремесло.

Об этом и о многом другом можно узнать из одного из выпуска In our time — The Artist.

Ведущий- Мелвин Браг, Эмма Баркер, преподаватель истории искусства, Томас  Хели, профессор Лондонского университета, Тим Бланнинг, профессор Кембриджского университета, обсуждают, как менялся статус и самовосприятие художника с античности до современности.

Дискуссия не только информативная, но и полезная, хотя бы в смысле избавления от стереотипов.

Да, приятное дополнение — ко многим программам In our time на сайте публикуется список литературы.

Мой краткий  конспект программы In our time, The artist. ( на русском)  я привожу ниже.

Если вам интересна тема, могу ещё посоветовать лекцию Artists’ Names Geraldine Johnson

Об подкастах Оксфорда расскажу отдельно, тоже интересный ресурс, хотя и с недостатками.

Из выпусков In our time еще бы посоветовала

The Renaissance

Picasso’s Guernica

Giorgio Vasari’s Lives of the Artists

Конспект

Отношение к профессии художника сильно менялось на протяжении истории. Древние греки воспринимали художников как  чернорабочих. Сенека писал, что люди прославляя изваяния, тем не менее презирают скульпторов ( “One venerates the divine images, one may pray and sacrifice to them, yet one despises the sculptors who made them.”) Во времена Микеланджело ситуация начала меняться, сам он всю жизнь боролся за отношение к себе как к интеллектуалу, а не как к ремесленнику. Сейчас настоящего художника мы представляем человеком особенным, практически инопланетянином.

Как же происходила эта эволюция и на сколько  на нее повлияли заказчики меценаты и появление в начале 19 века арт-рынка, с публичными выставками и арт-критиками.

О статусе художника в Древней Греции можно судить только по литературе и мифологии.

Изобразительное искусство ценилось значительно ниже музыки или поэзии. Ясно, что отношение к профессии было неоднозначным, достаточно сравнить мифы об Орфее, Пигмалионе, Арахне и Прометее.

О художниках античности долгое время судили практически только по работам Плиния. Причем работы тех, о ком он пишет не сохранились.

Во многом ренессансное понимание места художника в обществе выросло их неправильной трактовки Плиния, в частности, истории о восхищении Александра великого перед художником Апеллесом. Плиний рассказывает об этом как об исключении, но рассказ трактовался как норма и образец для подражания.

Многое из того, что мы воспринимаем как произведение искусства, их создателями воспринимались совсем по- другому. Утилитарные вещи , вроде манускриптов для монахов- переписчиков были рутинной работой, послушанием; для нас — это искусство.

По иронии, утверждения о боговдохновленности художников аргументировались исходя из теории Платона ( творцы воплощают суть, идею вещи, тогда как реальный мир- мир теней), хотя сам Платон считал иначе и отзывался о художниках и их ремесле далеко не лестно.

У Вазари нет понятия “гений” он использует похожее слово, означающее навык, способность к созданию. Отнюдь не исключительность.

С 17 века начинается путаница в понятиях.

Возникает образ “страдающего гения» .  Так начинают ретроспективно-= описывать Микеланджело.

В 19 веке цели искусства меняются. Миметическое понимание природы искусства сменяется задачами самовыражения, не стоявшими перед художниками до этого момента. В искусство приходят аутсайдеры и маргиналы, их стиль самопрезентации становится доминирующим и меняет восприятие художников прошлого.

Причина- искусство становится публичным в этот период, начинает ориентироваться на широкую аудиторию.  А публике интересны не столько хорошие работы, сколько эксцентричная знаменитость.

Смещение акцентов с произведения искусства на личность художника хорошо видно на примере Гайдна

Он стал знаменит, т к работал на Эстерхази, потом же Эстерхази знали благодаря Гайдну.

В конце 18 века появлению стереотипного образа художника — исключительной личности способствовали, с одной стороны идеи романтизма, а с другой- появление арт-рынка,  дававшего как большие возможности, так и страшную неуверенность в будущем: искусство не утилитарно, но очень дорого стоит, следовательно ты либо получаешь большие деньги, либо вообще ничего, при равных усилиях.

Раньше работы делались на заказ и такой неопределенности не было

Образ гения- отчасти психологическая компенсация страха негативных отзывов (пример- судебный процесс Джеймс Уистлер против Джона Рескина , причиной которого стала критика картины Уистлера » ноктюрнв черном и золотом )

В эпоху гуманизма литераторы считают себя преобразователями  общества, их тексты — нравоучение. Те же задачи ставятся и перед исторической живописью, наиболее подробно этот вопрос изложен  в работах Альберти)

Соответственно, художник  воспринимается как служитель общества, совершенствующийся ради него, чтоб соответствовать статусу он должен быть хорошо образованным интеллектуалом.

Интересен случай Микеланджело. Возможно благодаря гуманистическому окружающую он воспринимал себя выше политиков и сильных мира сего и считал нормой, что он будет делать , что хочет , а роль заказчика только платить, и, что интереснее, заказчики и общество принимали это как должное. Хотя об этом мы судим по работам Вазари, ученика и почитателя Микеланджело, к тому же заинтересованного репутационно в продвижении своего учителя  и текстам самого Микеланджело . Оба эти источника беспристрастными не назовешь.

Перевод выполнен Софьей Боровиковой для http://www.mural-painting.ru