Урок 2. Технические приемы и теоретические основы работы с тоном.

 Человек основную информацию об изображении получает через тон, а не через цвет. Это наглядно видно на примере: в изображение слева нет цвета, но есть тон и мы отлично понимаем, что изображено, что нельзя сказать об изображении справа, где есть цвета, но нет тона 

По тону мы определяем форму предметов, время суток и  состояние, удаленность объекта.

Изображение читается нами как шар или как круг в зависимости от распределения тона внутри окружности.
Кажется, что большой куб расположен дальше от нас, несмотря на его размер, потому что он менее контрастный, чем маленький.

Поэтому ошибки  в тоне для рисунка самые опасные. Их нельзя компенсировать ни детализацией, ни манерой.

Большинство любителей не задумываются о том, что они говорят прозой, в смысле, что они работают с тоном, а значит неизбежно ошибаются. 

Реалистичным и живым рисунок выглядит только тогда, когда тон предметов выбран с учетом их положения в пространстве и световоздушной среды. То есть, вы не должны рисовать просто серую чашку. Вы  должны изображать серую чашку на определенном расстоянии от вас и при определенном освещении. Если измениться расстояние или освещение —  изменится и тон чашки. Чем точнее тон, тем реалистичнее изображение.

Задание 1. Воздушная перспектива.

Задача изображения предметов в пространстве,  мира как мы его видим, активно начала разрабатываться европейскими художниками в эпоху Возрождения. В результате, начали широко применяться принципы воздушной перспективы:

  • Все, что ближе, мы видим контрастнее, все что дальше — бледнее, так как чем дальше объект, тем больше воздушная прослойка, отделяющая нас от него.
  • Это правило работает и при изображении одного объекта — ближние участки поверхности мы изображаем контрастнее, чем дальние. 
  • Чисто белого фона быть не должно, так как фон находится достаточно далеко от нас и, даже если он белый в натуре, мы не видим его белым. (это не относится к декоративным работам и наброскам, где изображение условно)
  • Чем больше разница в тоне между объектами на переднем и дальнем плане, тем больше кажется изображаемое пространство.

Применение этих простых правил, позволило художникам, при помощи росписей, создавать иллюзию бесконечного пространства в маленьких помещениях и сводов, уходящих в небо, на низких потолках.

Вилла Фарнезина

Наибольшее преимущества правила Воздушной перспективы дают в работе над пейзажем. На нем мы с вами и потренируемся. Вернее, на так называемом классическом пейзаже. Этот тип пользовался особой популярностью начиная с XVII века благодаря беспроигрышной и удобной в производстве схеме построения пространства.

Классический пейзаж состоит из трех планов:

  1. Кулиса или “вход в работу” Он самый темный, с небольшим количеством деталей, но очень красивым и точным силуэтом. Он служит обрамлением второго плана — центра композиции.
  2. Второй план — центр композиции. Средний по тону, но самый контрастный и с наибольшим количеством деталей. На нем изображено то, ради чего писалась картина.
  3. Дали и небо — самый светлый и не контрастный план. Создает иллюзию глубины пространства.

Применяя эту схему, мы гарантировано получаем гармоничную композицию, при том что кропотливо прорабатывать нужно только средний план. Не удивительно, что этот тип пейзажа был любим и художниками и заказчиками на протяжении столетий, в музеях вы можете найти тысячи работ, относящихся к нему.

Я прошу вас сделать тональный разбор любого классического пейзажа. Вы можете взять какой-то из моих примеров, но лучше найти образец для разбора самостоятельно на сайте Google Arts & Culture или на сайтах музеев.

Напоминаю, что тональный разбор — это копия картины в один цвет, с минимумом деталей но точной передачей тона.

Детали рисовать не обязательно, достаточно точного силуэта.
Ошибаться в тоне нельзя.

Дополнительное задание. Воздушная перспектива.

Предлагаю вам поэкспериментировать и применить схему классического пейзажа к пейзажу современному. Например, нарисовать вид из вашего окна, пользуясь системой трёх планов, где первый- кулиса, второй- центр и третий- дали, создающие ощущение пространства. Понятно, что не каждый вид вписывается в эту схему, поэтому натуру можно творчески доработать.

С фото работать не желательно, но можно.

Задание 2. Общий тон.

Ночь темная, а день светлый. Это очевидно. Но, к сожалению, большинство студентов об этом напрочь забывают работая над своими композициями, и используют весь тональный диапазон как для изображения светлого утра, так и для изображения темной ночи. 

В результате получаются изображения с неверным общим тоном, не реалистичные и не передающие состояние природы.

В ночном пейзаже света гораздо темнее, чем в дневном, а если вы рисуете раннее утро с мягким освещением даже тень черного предмета будет достаточно светлой.

Давайте потренируемся. Вы делали тональный разбор дневного пейзажа. Теперь вы берете тот же рисунок и только с помощью изменения общего тона превращаете пейзаж в ночной.

Упражнения.

На прошлом уроке мы научились штриховать. Теперь нам нужно научиться контролировать тон нашей штриховки и наносить ее на объекты сложной формы.  Для этого мы сделаем несколько упражнений:

  1. Тональная шкала. Рисуем прямоугольник, разбиваем его на несколько частей, чем больше, тем лучше. Каждая часть своего тона, от самого темного до самого светлого.
  2. Растяжка. Плавный переход от самого темного к самому светлому.
  3. Растяжка внутри сложной формы. Форму выбираете произвольно.
  4. Форма с «мягким» краем. Когда вы будете рисовать падающие тени вам нужно будет их штриховать так чтобы очертания были ясными, но край не был жёстким. 

Технические приемы.

Перед вами стоят уже достаточно сложные задачи. Ниже я расскажу о некоторых приемах, которые помогут вам с ними справиться.

  1. Если вам нужно заштриховать объект с ровным жестким краем, можно использовать второй лист бумаги.

2. Не пытайтесь сделать самый темный тон одним словом штриховки — вам придется давить на карандаш сильнее обычного и тон будет не ровный. Добивайтесь темного тона несколькими слоями.

3. Если вам нужно сделать тон более ровным, но не затемнить, возьмите твердый карандаш и нанесите второй слой штриховки.

4. Как исправлять ошибки.

Все мы люди, все мы ошибаемся. На видео я расскажу, как исправлять ошибки малой кровью.