Урок1. Основные технические приемы.

 Есть расхожая байка о Джотто, выигравшем конкурс на роспись собора, нарисовав идеальный круг без циркуля. Каждый, кто когда либо занимался рисунком очень хорошо понимает, почему художнику присудили победу. Рисунок — ремесло. Какие бы у вас ни были знания, без » поставленной» руки вы их не сможете применить.

Как не странно, большинство самоучек пропускают упражнения на постановку руки, решив, что «я посмотрел, все понял, а делать было скучно». А потом теряют уйму времени на решение более сложных задач, потому что «рука почему-то не слушается».

Мы с вами не допустим такой досадной оплошности и первую неделю как раз посвятим отработке базовой техники. Если заниматься систематически поставить руку не сложно.

Я дам вам ряд упражнений. Чтобы перейти к следующим заданиям курса, достаточно сделать их один раз. Но полезнее было бы в первые месяцы обучения возвращаться к ним несколько раз и повторять их, чтобы довести навык до автоматизма. Эти упражнения для вас то же, что гаммы для начинающего музыканта.

Важный момент! Технические приемы, о которых я говорю — не самоцель. В 99% случаев они работает, но у любого правила есть исключения. Результат нам важнее способа его получения. Если вы, например, не правильно держите карандаш, но легко рисуете идеально ровные линии, переучиваться не обязательно.

Как держать карандаш?

Знаете, чем профессиональной художник отличается от дилетанта? Тем как они держат карандаш. Казалось бы мелочь, но если держать карандаш как ручку, очень сложно провести длинную ровную линию или нарисовать плавную дугу. Когда вы держите карандаш правильно, вы работаете всей рукой, а не только кистью и правильные линии получаются сами собой. Когда нам нужно сделать точное движение, мы мизинцем можем опираться о лист бумаги.

Посмотрите видео, где я объясняю и показываю, как правильно держать карандаш прежде, чем приступите к упражнениям.

Естественно, когда вы делаете мелкие детали, можно держать карандаш как ручку.

И, да, правильно держать сразу не получится, сначала, скорее всего, будет неудобно. Но после небольшой тренировки вы привыкните и будете вознаграждены за упорство.

Упражнения.

1. Горизонтальные прямые через две точки.

Первое, чему мы должны научиться-это проводить горизонтальные и вертикальные прямые без линейки. Это не так просто, как кажется. Но без этого умения не нарисовать даже табуретки.

Есть одна хитрость, которая поможет вам быстро освоить этот навык: вы начинаете с линии той длины, которую точно можете провести. Пусть даже она будет совсем короткой. Следующую линию делаете чуть длиннее. И так далее, пока хватит сил и терпения. Такой способ помогает постепенно скорректировать скорость движения руки, положение кисти и ещё много нюансов, о которых вы можете даже не задумываться — ваша рука сработает за вас.

Ещё важный момент. Когда вы ведете линию, не придвигаясь вплотную к листу, обе точки должны быть в поле вашего зрения. Но смотреть вы должны на ту, к которой ведете. Тогда рука сама будет двигаться к ней.

2. Вертикальные прямые через две точки.

3. Ищущая линия.

Хорошая новость для тех, у кого пока не очень хорошо получается проводить прямые, заключается в том, что не обязательно сразу проводить идеально ровную линию. Вы можете провести как получится, а потом скорректировать. Посмотрите видео и попробуйте провести максимально длинную ровную линию.

4. Линия параллельно краю листа.

Этот же прием можно использовать для любых параллельных линий на рисунке. Посмотрите видео и проведите линию параллельно горизонтальному краю листа.

5. Деление отрезка на две части.

Когда вы будете работать над натюрмортами, портретами и даже пейзажами, перед вами все время будет вставать задача деления отрезка на равные части. Без этого навыка не нарисовать ни симметричную вазу, ни лицо. Делать это с помощью линейки долго и не удобно. Поэтому мы научимся делить отрезки на равные части с помощью карандаша.

Посмотрите ролик. Проведите отрезок произвольной длины и разделите его пополам как показано на видео.

6. Штрих.

Многие начинающие художники пользуются тушевкой вместо штриха. Она вполне подходит для маленьких набросков, но совершенно не годится для учебных рисунков и работ большого формата, так как не позволяет положить ровный тон на большой поверхности и не достаточно хорошо выявляет форму.

Хорошему штриху научиться не сложно. Главное, следовать правилам, о которых я рассказываю на видео и практиковаться.

Дополнительные упражнения.

  1. Декоративная композиция на основе линий.  

Чтобы научиться проводить красивые линии нужно их проводить. Но взрослому человеку трудно заставить себя разлиновывать от руки листы А4, как делают ученики художественных школ. Поэтому я предлагаю вам выполнить графическую композицию, состоящую только из линий одинаковой толщины. 

Лучше придумать свою. Но можно и скопировать любую понравившуюся из примеров

Очень эффективно смотрятся композиции, где изображена фигура с помощью изменения направления линий внутри ее контура. Например, тут: нет изображения листа, но мы его отчётливо считываем. Кто увлекается психологией, знает, что такие картинки любят приводить в пример, объясняя теорию гештальта. Я разобрала для вас последовательность их выполнения.

2. Линии переменной толщины.

Вы уже научились проводить красивые линии. Теперь попробуем научиться контролировать и менять толщину линии, меняя нажим карандаша. Линии с переменной толщиной в рисунке называют живой линией. Она — мощное выразительное средство. С помощью нее можно показать объем и даже удаленность предмета.

С помощью следующих упражнений вы быстро научитесь работать живой линией.

  1. Горизонтальная линия с переменной толщиной — начинаем сильно нажимая на карандаш и постепенно ослабляем нажим.
  2. Вертикальная линия с переменной толщиной.
  3. Дуги с переменной толщиной.
  4. Проводим линии разной толщины первая — самая толстая, какую только у вас получится сделать. Последняя- самая тонкая. Можете использовать карандаши разной мягкости.
  5. Выполняем композицию из предыдущего задания, используется линии разной толщины и линии с переменной толщиной. Обратите внимание, насколько выразительнее стал ваш рисунок.

Основное задание: шахматная доска.

Задание, не смотря на кажущуюся простоту, очень важное. С его помощью вы отработает все технические приемы, необходимые для хорошего академического рисунка. Главное правило — не халтурить.

Если вы чувствуете, что идёт туго, а времени мало, сделайте доску из четырех клеток или возьмите формат А6.

Ваша задача- точно в центре листа  изобразить «шахматную доску».

  • Все клетки должны быть идеальными квадратами, их стороны — параллельны краям листа.
  •  Все темные клетки должны быть одного тона.
  • Линий на границе темных клеток не должно быть видно. 
  • Вы накладываете тон штрихом, по правилам, о которых говорилось выше.

Последовательность выполнения:

Штриховать начинаем только после завершения построения.

Дополнительные задания.

  1. Криволинейная “шахматная доска”

Эти изображения сделаны по принципу шахматной доски: контуры объектов читаются за счёт чередования темных и светлых пятен. Я предлагаю вам проявить фантазию и придумывать свою композицию, построенную по этому принципу. Над заданием работаем карандашом. Штриховку стараемся делать так же качественно, как в основном задании.

2.  “Шахматная доска, с которой что-то случилось.

Еще одно упражнение на креативность. Подумайте, что  может случиться с вашей шахматной доской: может она треснула или расплавилась, в нее выстрелили или на нее наступили. Не ограничивайте свое воображение, чем безумнее идея, тем лучше. Но и не забывайте, что исполнение должно быть аккуратным и с соблюдением всех правил академического рисунка.