Художники vs нейросети — конкуренция или коллаборация?

материал для Q-Art Gallery

Мы поговорили с ведущими современными российскими художниками и узнали, используют ли они изображения, созданные нейросетью, и как относятся к этому явлению в целом.

12 июля 2022 в сети в свободном доступе появился Midjourney — генератор изображения по текстовому описанию на основе нейросети. Это не первый такой проект — уже можно опробовать Dall-e 2  от Open AI и несколько похожих, в том числе русскоязычный Ru Dall — e. Всем желающим скоро обещают открыть доступ к Imagen, превосходящей аналоги, судя по примерам разработчиков. С уверенностью можно сказать, что изображения, сгенерированные нейросетями, стали частью нашей жизни. 

В сети уже появляются клипы, созданные нейросетью, крупнейшие агентства заявляют, что в их штате  работает АI, а аукционные дома продают его шедевры. Журналисты и блогеры строят апокалиптические прогнозы о смерти профессии художника или поют дифирамбы технологии новой эры.

Мы поговорили с ведущими современными российскими художниками и узнали, используют ли они изображения, созданные нейросетью, и как относятся к этому явлению в целом. Надо отметить, что у художников-практиков отношение к нейросетям куда спокойнее. Большинство из тех, с кем мы разговаривали, о технологии слышали, но пока с ней не экспериментировали. 

Евгения Буравлева: «Не работала. Но слежу с интересом и завидую. Классные штуки делают. Конечно, это не конкуренция (для художников). Мы занимаемся разным искусством. Они создают мир для себя, новые цифровые реальности, оставляя этот мир для нас. И, кстати, оценивать их труд тоже должны нейросети. Не мы. Было бы круто, если бы они писали рецензии на работы друг друга. Сами писали бы стейтменты и описания работ. Научились бы делать виртуальные проекты. Жду этого с нетерпением!».

Вообще, есть ощущение, что профессионалы, понимая, что технология еще сырая, ждут, когда ее доведут до ума. Как сказал Павел Отдельнов: «Никогда не работал. Пока это больше похоже на игрушку. Но, безусловно, это станет одним из инструментов».

Многие из авторов работали со смежными технологиями, используя их как одно из вспомогательных средств и не делая на них акцент. Причем это касается и корифеев арт-рынка, например AES+F. Участники группы говорят: «В своей работе мы пока не использовали генераторы изображений text to image. Мы работаем с различными приложениями и плагинами с элементами AI для обработки изображений (статичных и движущихся). Полагаем, нейросети — это все-таки инструмент в руках художника, а не его конкурент. Не исключаем, что в дальнейшем воспользуемся такого рода инструментом, если он будет полезен для реализации нашего проекта».

А для молодых художников появление новых технологий скорее рутина, а не чудо и не апокалипсис.

Вот что говорит Дмитрий Аске: «Я читал несколько заметок об этих нейросетях, но сам не использовал. Я пробовал Artbreeder для генерации портретов несуществующих людей для своих эскизов. Там, в отличие от проектов, о которых вы спрашиваете, на мой взгляд, удобный интерфейс и простая регистрация. В целом, меня такие проекты интригуют. Интересно, как они будут развиваться. Это новый инструмент, который может помочь в создании графических композиций, их фрагментов или материалов для эскизов. Я не считаю, что нейросети угрожают художникам. Нельзя сделать что-то оригинальное, просто пользуясь алгоритмами, которые могут использовать другие авторы по всему миру. Это скорее будут произведения нейросети, а не художника».

Наверное, наиболее точно такую позицию выразил Виктор Пономаренко: «Вообще, я не работал с генераторами, хотя знаю, что это сейчас актуально и даже модно. Может быть, именно поэтому мне не особо интересно погружаться в эту тему. Я много лет работаю с живописью, составляя свои натюрморты с помощью коллажирования и дорисовки в Фотошопе, добавляя интерфейс соцсетей, накладывая «маски цензуры» и прочее. Так что я так или иначе работаю в паре с цифровыми технологиями, но я никогда не думал, что нужно делать на этом акцент. Так же и в случае с нейросетями — я не считаю, что это какая-то особенная веха в развитии искусства, лишь один из новых инструментов. Не исключаю, что попробую, но в данный момент не хочется. Нейросети, на мой взгляд, не угрожают художникам, если они активно шагнут на территорию искусства, это только подтолкнет авторов искать новые пути выражения и смыслы. Как это было с изобретением фотографии. Разве художники проиграли тогда? Наоборот! Поэтому я положительно воспринимаю появление обучаемых алгоритмов, генерирующих изображения».

Единственный из опрошенных нами художников, кто непосредственно работал с технологией и видит в ней уникальные возможности для развития искусства, — Федотов-Федоров: «Я использую технологию для создания эскизов и также для nft. Да, я дорабатываю после, иногда я дорабатываю лишь часть, и делаю это специально. Я бы сказал, что это коллаборация без человека, пока АI не может сделать сам. В основном мне интересна новая визуальная составляющая и эволюция AI. Можно видеть искажение лиц, тел и совершенно неожиданные сочетания, на которые человек не способен».

Есть и скептики, которые о технологии знают, но не интересуются ей. Как сказал Егор Плотников: «С нейросетями не работаю и пока не собираюсь, как конкурента их не воспринимаю». Слава PTRK высказался в том же духе.

В общем, в очередной раз революционная технология, вызывая панику у одних, дарит вдохновение и новые возможности другим и оставляет равнодушными третьих.