С древнейших времен в Китае процветало искусство Хайдао — резьбы по косточкам фруктов. Уже в X веке его мастера создавали удивительные миниатюры. Хайдао требует долгих лет учебы и применения не самого простого инструмента. Но оказывается, есть отличная замена традиционной технологии, доступная даже начинающим — это набирающий все большую популярность avocado carving или резьба по косточке авокадо. Этот материал обладает уникальными свойствами, облегчающими работу с ним. Сначала, косточка, точнее, семя, мягкое и упругое, но по мере высыхания твердеет, что позволяет использовать разные инструменты на каждом этапе работы. Хорошо просохшая косточка по твердости сопоставима с древесиной.
Я расскажу по пунктам, о процессе создания миниатюрной скульптуры из косточки авокадо.
Мы будем работать подручными средствами: макетным и перочинным ножом и шкуркой. На финальном этапе понадобиться лак, подойдет любой (я использовала ЛАК для дерева ХВ-784)
Итак начнем.
Вынимаем косточки из авокадо и оставляем их на пару дней просохнуть, чтобы верхняя темная шкурка легко снималась, когда она начнет отслаиваться, очищаем косточки и оставляем еще на пару дней сохнуть.
После чего косточка легко распадается на две части, с которыми мы и будем работать.
Иногда, когда резьба закончена половинки снова склеивают, получается “круглая скульптура”
Пока косточка мягкая она легко режется, поэтому мы вырезаем основные формы. Работать над деталями на этом этапе трудно и бессмысленно, т к косточка усохнет и деформируется, мелочи будут выглядеть совсем не так, как вы задумали. К тому же непросохшая косточка хрупкая и на ней легко сделать не нужные надрезы, они со временем станут глубже и заметнее, что может испортить работу.
Если вы делаете брелок или украшение, не забудьте про отверстие под крепеж, потом его делать будет не так просто. Можно использовать скрепку, с ней и покрывать лаком будет удобнее.
Снова оставляем просыхать нашу миниатюру, сохнет и твердеет она быстро, так что, уже на следующий день можно начинать дорабатывать шкуркой и добавлять детали.
Финальный этап работы над фигуркой — покрытие лаком. Лучше воспользоваться “методом погружения” для этого берем емкость, можно пластиковую, наливаем лак и макаем в него фигурку, после чего оставляем сохнуть на сутки. Операцию повторяем минимум пять раз, иначе ровного и прочного покрытия не добиться.
Если на нижней части фигурки лак собирается каплей, его нужно сошкурить после высыхания, а не пытаться удалить сразу.
Как я писала выше, очень удобно использовать обычные канцелярские скрепки — за них можно держать фигурку, когда ее погружаешь в лак и на них же закреплять на краях пластиковой емкости для просушки.
На этом — все, наш шедевр готов.
Творческих успехов, и, надеюсь, статья была вам полезна.
Софья Боровикова http://mural-painting.ru