Sander J, Holbein H. Hans Holbein d. J.: Tafelmaler in Basel; 1515 — 1532. München: Hirmer; 2005.

Текст книги .

Цитаты. Конспекты.

Глава Venus Master pp. 224-255

Автор признает, что существование мастерской Гольбейна, как и прижизненных последователей в Базеле до сих пор, как правило, отрицалось. Но доказательства этого достаточно слабые. Они сводятся к тому, что согласно инвентаризации в коллекции Авербаха были работы только самого Гольбейна. Так, в своем Вашингтонском каталоге немецкой живописи старых мастеров Джон Хенд для портрета молодого человека в красном берете выбрал аккуратное описание “приписывается Гансу Гольбейну младшему”, не смотря на то, что он сам выдвигает ряд аргументов против такой атрибуции. Как суммирует Хенд, несмотря на то, что атрибуция вызывает вопросы, мы не знаем ни одного последователя Гольбейна в Базеле в 1520-е, кому могла бы принадлежать эта работа. 

В то же время, Если посмотреть на количество работ выполненных Гольбейном в Базеле, становится очевидным, что это было бы невозможно без хорошо организованной мастерской. Художник занимался станковой живописью, книжной графикой, росписями фасадов в Люцерне и Базеле.Ведет работы в Basel Grand Council Chamber (документы, подтверждающие это  хранятся в городских архивах). Основываясь на этом  факте, Кристиан Мюллер при составлении каталога базельских рисунков Гольбейна, атрибутировал всю серию как работу мастерской или последователя Гольбейна.

К сожалению, в архивах Базеля не сохранилось никаких документов относительно мастерской Гольбейна или его наемных работников. Поэтому прямых доказательств нет. Но при внимательном сравнительном анализе произведений Базельского периода, мы можем получить достаточно убедительные косвенные доказательства.

Для анализа Сандерс выбирает две работы, в искусствоведении традиционно тесно связываемых друг с другом: “Лаис Коринфская” и “Венера с Купидоном”. В соответствии с широко распространенным мнением, Венера была написана раньше Лаис, датируемой 1526 годом.Такая датировка основана на более низком качестве исполнения Венеры, признаваемом большинством экспертов. Йохан Сандер утверждает, что Венера с Купидоном работа не Гольбейна, а его ассистента и была сделана после Лаис, во время визита Гольбейна в Англию.

Эту гипотезу он доказывает следующим образом. С точки зрения живописной техники обе работы тесно связаны Они имеют одинаковую основу, белый грунт и схожую структуру красочного слоя.

Но если сравнить подготовительные рисунки (рисунок на основе, поверх которого наносится красочный слой), можно обнаружить особенности, ставящие под вопрос последовательность создания работ и их предполагаемых авторов.

Подготовительный рисунок для Лаис похож на обычную манеру Гольбейна, о которой мы можем судить достаточно уверенно, так как большое количество его работ было исследовано с помощью инфракрасной фотографии, позволяющей видеть подготовительные рисунки. Рисунок для Венеры сделан в другой манере и, скорее всего, другим человеком, особенно это заметно в изображении кистей рук. Этот художник переводил рисунок более тщательно, так как надеялся больше на образец, чем на свои навыки.

Голова, как для Лаис, так и для Венеры была переведена механически с одного и того же образца, так как при наложении ее очертания точно совпадают.

Соответственно, можно предположить, что Венера была создана позже, другим художником, имевшим доступ к картону Гольбейна.

Возможный кандидат в сотрудники Гольбейна — Базельский художник по витражам Бальтазар Хан (1505-78), который после смерти Гольбейна в 1543, был опекуном его сына, Филиппа и в чьем распоряжение находилась часть рисунков Гольбейна. Его близкие отношения с семьей Гольбейна, заинтересованность в рисунках Гольбейна дают возможность предположить, что он был последователем художника в Базеле, который мог бы взять на себя управление мастерской во время визита Гольбейна в Англию.

Но работы, которые могли бы быть наверняка приписаны Хану — это витражи и эскизы, датируемые 1540 ми и 50 ми  годами, что не дает нам возможности определить, был ли Хан автором Венеры.

Вполне возможно, что автора Венеры обучал Ганс Гольбейн старший.