Репрезентация пространства в изображениях, созданных на территории Англии в 1520–1560 гг.

Вступление

На протяжении последних ста лет практически все попытки теоретического осмысления культуры Европы XVI века базируются или затрагивают концепцию линейной перспективы. Ее рассматривают как индикатор социальных изменений и появления новых философских идей, ее применение считают одной из основных стилистических особенностей искусства Ренессанса.

Однако с течением времени значение самого термина изменилось. Его стали использовать для обозначения определенного типа изобразительных задач и связанных с ними эстетических и мировоззренческих установок, подразумевая под перспективой целостное и стабильное явление. То есть причины и следствия явления стали восприниматься как его основные характеристики. Отошли на второй план связь термина с конкретными техниками построения, основанными на определенном наборе математических знаний и решении конкретных геометрических задач, а также хронология и локализация развития линейной перспективы.

К тому же при анализе произведений искусства часто ставится знак равенства между линейной перспективой и реалистической репрезентацией пространства, а последняя отождествляется с изображением пространства вообще и противопоставляется плоскостному, условному изображению, что некорректно и не дает возможности исследовать и систематизировать всё многообразие подходов к работе с пространством в изобразительном искусстве.

Анализ линейной перспективы как сложной системы взглядов, теоретических знаний и практических приемов, развивающейся во времени и имеющей значительные локальные вариации, существенен как для углубления и корректировки теоретических взглядов на искусство определенного периода, так и для решения практических задач. Таких как датировка и атрибуция произведений, установления подлинности и восстановление методов их создания. [1].

Цели

Цель нашей работы — провести анализ с учетом описанной выше проблематики для английского искусства 1520–1560 гг. Ее достижение подразумевает решение следующих задач:

  1. Выделение типов репрезентации пространства, характерных для искусства данного периода, на основе объективных критериев и статистически значимой выборки произведений.
  2. Выявление факторов, повлиявших на эволюцию и изменение распространенности типов репрезентации пространства, на основе сопоставления динамики и характера этих процессов с процессами развития и распространения математического знания и практических методов работы, а также с политическими и социальными переменами.

Обзор периода

Проблемная ситуация

В английском изобразительном искусстве 1520–1560 гг. — период сосуществования взаимно противоречивых влияний и стремительных перемен. Это ярко проявляется в техниках репрезентации пространства, в частности, методах работы с линейной перспективой и их эволюции.

Местные мастера традиционно ориентируются на информативность и оптические эффекты в деталях, концентрируясь на объекте, а не на пространстве.

В то же время на территории страны и над заказами английских клиентов работают итальянские мастера, ведущие поиски методов создания единого пространства в картине, «окна Альберти». Единственным рабочим и внутренне логичным методом, пригодным для их целей, на тот момент была система построений, основанных на главной точке картины, позже названной «перспективой с одной точкой схода», что привело к тотальному доминированию этого метода в итальянском искусстве данного периода. 

Распространение этого приема, в свою очередь, привело к распространению узнаваемого стиля и композиционной схемы, которую начинают воспроизводить даже те мастера, которые не понимают правил, на которых она основана.

Таким образом, линейная перспектива приходит в английское искусство в двух ипостасях:

  1. Как стиль — через работы одних мастеров, часто выходцев из Северной Европы.
  2. Как теория и техника построений, на ней основанная, — через практики других мастеров, а также посредством письменных источников, среди которых были не только работы итальянцев или их списки, но и труд Альбрехта Дюрера, изложившего приемы итальянцев с неточностями или упрощенные пересказы работы самого Дюрера

В то же время сама теория перспективы в этот период активно развивается. Художникам недостаточно схемы построения «с одной точкой схода». Они интуитивно подходят к концепции точек схода, но отчётливо сформулирована она будет только в 1600 году. 

Ещё одной важной тенденцией периода является распространение анаморфозов, причем двумя путями: 

  1.  Как технический прием, не связанный с теорией геометрии.
  2. Как следствие теоретических изысканий.

 Мода на этот прием появится позже. В этот период он также находится в процессе становления. С представителями обоих направлений соприкасается английская художественно-ремесленная среда.

Ассимиляция и адаптация этих взаимно противоречивых тенденций наложилась в Англии на переломную социально-политическую ситуацию, осложнившую отношения как с Италией, так и с протестантскими территориями Европы, что не могло не отразиться на оценке их культурных влияний, в том числе и в области изобразительного искусства.

Таким образом, искусство исследуемого периода представляет собой уникальный материал для изучения взаимных культурных влияний и особенностей адаптации теоретического знания.

Материал исследования

Для реализации проекта создается база данных, включающая в себя информацию об изображениях, созданных на территории Англии в 1520–1560 гг. или созданных по заказу английских клиентов и ввезенных на территорию Англии в этот период. В группу исследуемых объектов включены все возможные типы изображений, в которых потенциально возможна и обоснована задача передачи пространства.

Отдельную часть базы составят произведения, известные только по описаниям. Последнее представляется существенным, так как сохранность произведений, выполненных в разных техниках, — разная. К тому же многие произведения религиозной живописи в Англии уничтожались сознательно, а временные декорации, составлявшие значительную часть визуальной среды, не были рассчитаны на долгое хранение.

Методология

В ходе исследования проводится анализ методов работы с пространством и теоретических знаний, необходимых для их разработки.

Оцениваются приемы, наличие которых в работе можно доказать. Так, ряд мастеров применяют конструкции на основе линейной перспективы не во всех работах, поэтому неверно относить все их творчество к одному из типов. Если конструкция с применением линейной перспективы встречается только в одной из работ мастера, неверно делать вывод о его знании теории построений, так как данная конкретная композиция может быть сделана с использованием образца. Ряд неточностей может быть вызван невнимательностью, оптимизацией процессов или участием помощников. В картине достаточно большая степень неточности и упрощения допустимы и часто необходимы. Поэтому под ошибками понимается изображение, явно противоречащее принципам перспективы.

Таким образом, при анализе будут даны по возможности точные описания и исключены необоснованные обобщения.

Анализ репрезентации пространства проводится по следующим параметрам:

  1. Ставилась ли задача реалистической передачи пространства, положения и взаимного расположения объектов в нем.
  2. Какими средствами решалась поставленная задача, использовались ли правила линейной перспективы.
  3. Насколько корректно и на каком уровне владения использовались правила линейной перспективы.

В соответствии с проведенным анализом произведения будут разделены на следующие группы:

  1. Задача реалистической передачи пространства, положения и взаимного расположения объектов в нем не ставится. К данной группе относятся как произведения, где задача построения реалистического пространства не артикулирована, так и работы, в которых пространство осознанно решено условно, как, например, в произведениях Елизаветинского периода, в частности на портрете Маркуса Герартса Младшего. 
  1. Задача реалистической передачи пространства, положения и взаимного расположения объектов в нем ставится. Но она решается без опоры на правила линейной перспективы
  1. Задача реалистической передачи пространства, положения и взаимного расположения объектов в нем ставится. Ее решение опирается на принципы или эффекты линейной перспективы. Но изображение содержит ошибки, не совместимые с пониманием базовых правил.

Прямые a,b,c — параллельны, но их проекции сходятся в двух разных точках, несовпадение которых нельзя оправдать погрешностью.

  1. Произведения, где отдельные объекты созданы по правилам линейной перспективы (использована локальная перспектива). Нет задачи построения сложных объектов и их взаимного расположения в пространстве или она решена не точно, но без грубых ошибок. 
  1. Произведения, общее пространство в которых построено по правилам линейной перспективы, как их понимали в тот период.
  1. Произведения, где ставятся сложные пространственные задачи, такие как использование концепции точек схода, изображение сложных ракурсов, анаморфозов.

Для каждой группы будут:

  1. Сделаны примерные количественные оценки, с корректировкой на распространенность и степень сохранности. 
  2. Определено, как менялось количество создаваемых произведений, относящихся к каждой из групп с течением времени.