Прежде всего, обратимся к влиянию теоретических поисков Дюрера на его собственное творчество.

Интерес к задачам перспективных построений, безусловно, отразился в стиле живописных и графических работ Дюрера. Как один из эффектов можно назвать самоограничения в выборе положений предметов. Это связано с тем, что построение прямых, параллельных или перпендикулярных картинной плоскости методами, известными Дюреру, значительно проще, чем построения прямых других направлений, вследствие чего в его работах, выполненных после знакомства с техниками перспективных построений, преобладают горизонтали, вертикали и прямые, перпендикулярные картинной плоскости, чего нельзя сказать о работах более раннего периода. Это особенно заметно при сравнении двух работ на один сюжет.

А. Дюрер. св. Иероним в келье. 1492. С обозначениями направлений линий.
А. Дюрер. св. Иероним в келье. 1514.

Еще один возможный эффект — стилистика ряда портретных изображений. Они выглядят выполненными без учета перспективных сокращений. Возможно, это связано с работой Дюрера над проблемой изображения пропорциональной фигуры в пространстве, когда художник для конструирования трехчетвертного поворота головы использует ортогональные проекции, а не центральную проекцию (перспективную). Безусловно, формы человеческого тела ассиметричны, и точно реконструировать линии построения затруднительно, тем не менее отсутствие перспективных сокращений представляется весьма вероятным.

Иллюстрация из «Четырех книг о пропорциях» с ортогональной проекцией трехчетвертного поворота и портрет работы Дюрера 1521г. (Portrait of Bernhard von Reesen), в котором изображения черт лица сделано, вероятнее всего, без учета перспективных сокращений.

Естественно, интерес Дюрера к геометрии проявляется и в иконографии его произведений, повторяющиеся архитектурные мотивы, показывающие мастерское владение художником приемами построений, характерны для его творчества, изображения геометрических тел и символов можно увидеть в «Меланхолии». К. Андерсон считает, что в своих живописных и графических работах художник использовал достаточно простые перспективные построения, и потому его популярность как художника вряд ли способствовала росту интереса к геометрическим построениям среди немецко-говорящих мастеров. Однако если сравнить работы Дюрера со среднем уровнем художественно-ремесленной среды Северной Европы, такое мнение представляется не совсем обоснованным, к тому же можно найти и примеры работ художника, в которых ставятся и решаются нестандартные, с точки зрения перспективы, задачи.

Далее обратимся к непосредственным последователям Дюрера. Мнение, что трактаты мастера изменили визуальную культуру Европы, практически не оспаривается. При жизни его слава как автора пособий была не меньше, чем его слава как живописца. Тем не менее вопрос влияния Дюрера на развитие перспективы как науки на ее применение в изобразительном искусстве среди художников и ученых следующего за ним поколения не имеет однозначного ответа.

С одной стороны, его иллюстрации копировали, а на его тексты ссылались, с другой — нельзя назвать его прямых продолжателей.

Выдвигаются предположения, что такая ситуация сложилась отчасти из-за стилистических особенностей работ Дюрера, в которых описан только один вариант конструкции посредствам кратких конкретных инструкций без объяснения теоретических оснований построений. Соответственно, читателю, повторив построения мастера, было трудно усовершенствовать их. Например, метод плана и фасада, описанный Дюрером, не встречается в трудах его соотечественников до конца XVI века.

Тем не менее появление «Руководства к измерениям» способствовало началу более активного применения геометрических конструкций в изобразительном искусстве. Тем более что в этот период в декоративном искусстве Германии пользовались популярностью изображения геометрических фигур и тел, наделявшихся символическим значением. Вследствие чего пособия по их построению были востребованы, методы построения архитектуры пользовались меньшей популярностью. Соответственно, авторы в основном были не художники и архитекторы, а мастера декоративно-прикладного искусства.

Ряд немецких авторов XV-XVI веков затрагивают проблемы, описанные Дюрером, в основном простейшие из них, и дают своим книгам названия, отсылающие к наследию Дюрера. Они повторяют и стиль изложения Дюрера, который обращался непосредственно к читателю, ссылаются на Дюрера, говоря, что его работы слишком сложны, а их пособие — более доступное и близкое к практике изложение тех же идей.

До нас дошли по крайне мере пять подобных изданий, если исключить книги образцов, где практически отсутствует текст.

  1. Эрхард Шон. Руководство по пропорциям и расположению фигур. 1538. (Erhard Schön, Unnderweissung der proportzion vnnd stellung der possen), Nuremberg
  2. Иоганн II (пфальцграф Зиммерна). Прекрасное полезное пособие и руководство к измерениям циркулем, и линейкой. 1531. (Simmern, H. Rodler, 1531 Eyn schön nützlich büchlin und underweisung der kunst des Messens, mit dem Zirkel, Richtscheidt oder Lineal. Zu nutz allen kunstliebhabern, fürnemlich den Malern, Bildhawern, Goldschmiden, Seidenstickern, Steynmetzen, Schreinern.)
  3. А. Хиршфогель. Достоверное и точное пособие по геометрии. 1543 (Augustin Hirschvogel, Ein aigentliche vnd grundtliche anweysung / in die Geometria)
  4. Генрих Латензак. 1564. Короткое, но подробное пособие о верном использовании циркуля и линейки, а также о перспективе и пропорциях человека и лошади. (Des Circkels vnnd Richtscheyts / auch der Perspectiua / vnd Proportion der Menschen vnd Rosse / kurtze / doch gründtliche vnderweisung / des rechten gebrauchs)
  5. Ганс Ленкер. Перспектива. 1571. (Perspectiva; hierinnen auffs kürtzte beschrieben, mit Exempeln ….)

Даже Эрхард Шон (1490-1542), непосредственный ученик Дюрера, в своем пособии (1538) упоминает перспективу, но не объясняет, как делать построение, он акцентирует внимание на пропорциях человеческой фигуры и методах ее изображения. В его книге преобладают иллюстрации и мало текста. Как отмечалось выше, Шон известен своими анаморфозами, но исследователи считают маловероятным, что он связывал эту технику с перспективными построениями.

Авторы всех пособий по перспективе, вышедших вскоре после работы Дюрера, были художниками или ремесленниками за одним исключением. Им является пфальцграф Иоган фон Зиммерн. Как и большинство последователей Дюрера, он давал лишь упрощенные инструкции. Идя от простого к сложному с помощью иллюстраций, он наглядно объясняет технику построений изображения в перспективе, в том числе на примере пейзажей и интерьеров. Его метод был близок к методу Виатара, но не включал в себя использование линии горизонта и точек дистанции. Более того, диагонали в его построениях сходятся не на линии горизонта.

Иллюстрация Иоганна II (пфальцграф Зиммерна). Из книги Прекрасное полезное пособие и руководство к измерениям циркулем, и линейкой. 1531 (а). Реконструкция построений, выявляющая неточность (б) [Anderson, 2007].

Интересно также сравнить изображение метода сетки, сделанное Зиммерманом и Дюрером. На иллюстрации Зиммермана рисовальщик смотрит двумя глазами и не использует визир. По сути, в этом приспособлении из осознанно организованных эквивалентов проекционного аппарата присутствует только картинная плоскость. То, что пфальцграф написал пособие по перспективе, показательно и свидетельствует о росте статуса этой области знаний.

Иллюстрация Иоганна II (пфальцграф Зиммерна). Из книги Прекрасное полезное пособие и руководство к измерениям циркулем, и линейкой. 1531.

Профессиональные интересы Августина Хиршфогеля (1503-1553) были весьма разнообразны, однако, скорее всего, сложные задачи, связанные с картографией, заставили его обратиться к изучению геометрии. Его книга состоит из трёх частей: первая посвящена линиям и плоскостям, вторая — конструированию платоновых тел, третья – перспективе, где ограничивается демонстрацией схем построения геометрических фигур и тел. Он предлагает схему построения квадрата в перспективе. Однако решение задачи неверное, с точки зрения геометрии, и в нем не прослеживается влияние Дюрера. Одна из сторон квадрата в его задаче лежит на основании картины, в отличие от примеров, рассматриваемых Дюрером. Положение дальней стороны квадрата Хиршфогель определяет как одна треть от расстояния от основания картины до главной точки, как ранее это делал Альберти. Точки дистанции в его конструкции не задействованы. Характерно, что Хиршфогель знал классическую геометрию. Его научные интересы выходили за пределы тем, описанных в его сочинении. Но в своей книге он описывает только техническую сторону вопроса, не касаясь ни общих положений этой области знаний, ни трудов античных ученых. Как говорит сам автор, его задача — растолковать перспективу для работы руками (“handtbrauch”, Hirschvogel, fol. A2r), то есть для практического применения.

Метод построений Хиршфогеля. [Anderson, 2007].

В последующих пособиях идет дальнейшее упрощение техники построений.

Латензак. (Heinrich Lautensack) Показывает упрощенный метод перспективных изображений, сходный с методом Хиршфогеля, и демонстрирует, как определять размер фигур с использованием перспективной сетки. В целом, автор достаточно точно следует работе Дюрера, его пособие по сути — краткое изложение книг Дюрера. Первая часть посвящена основам геометрии, вторая — перспективе, третья — пропорциям человека и краткому описанию пропорций лошади.

Ленкер (Hans Lencker) посвящает свою работу исключительно перспективе. Не все положения, изложенные в тексте, отражены в иллюстрациях. В конце книги он дает краткие инструкции относительно пропорций человека.

Метод построений. Генрих Латензак. 1564. Короткое, но подробное пособие о верном использовании циркуля и линейки, а также о перспективе и пропорциях человека и лошади. [Anderson 2007]

Нужно отметить, что все авторы практически не используют само слово “геометрия”. На место этого термина приходит понятие “перспектива”, которое начинает выполнять ту же социальную функцию.

Можно сделать вывод, что интерпретаторы Дюрера в XVI в. создали множество примеров применения перспективных построений для конкретных задач, однако не внесли вклад в развитие их теоретических основ. Более того, в их трудах с трудом прослеживается концепция единой системы проекции, принципиальная для трактатов Дюрера. Например, Иоанн описывает первый этап работы над изображением объектов по законам линейной перспективы как изображение “треугольника” и затем предлагает нарисовать все линии, которые уходят в глубину. В тексте не упоминается ни точка зрения наблюдателя, ни картинная плоскость. Более того, сам метод свидетельствует о недостаточном понимании темы автором: так, для нахождения дальней стороны квадрата, лежащего в горизонтальной плоскости, он строит две диагонали, в то время как для решения задачи достаточно одной.

Lautensack не использует точку дистанции для определения положения дальней стороны квадрата при решении той же задачи, а главную точку картины задает произвольно. Этот автор также не дает объяснений относительно связи принципов построения изображения в перспективе с особенностями человеческого зрения. Это утверждение справедливо и для работы Хиршфогеля, который приводит схемы построения геометрических тел, основанные на квадрате, изображенном в перспективе. Однако само изображение квадрата приблизительно, для его построения не задействована точка дистанции. Lencker — единственный из авторов сохранившихся пособий, кто достаточно точно воспроизводит схему построений Дюрера.

Что касается технических приспособлений, описанных Дюрером, их изображения активно копировались, но трудно сказать, было ли это следствием распространённости подобных методов или результатом того, что иллюстрации крайне наглядно демонстрируют принципы, лежащие в основе перспективных изображений. Безусловно, техника плана и фасада не позволяет точно изобразить такой предмет, как лютня, из-за необходимости строить криволинейные поверхности. Однако использовать приспособление, предложенное Дюрером для этой цели, было бы крайне трудозатратно. [Anderson, 2007] Так что вопрос, были ли люди, считавшие такой метод работы целесообразным, остается открытым.

И, наконец, рассмотрим влияние Дюрера на методы перспективных построений, описанные в современной учебной литературе.

Как в России, так и в Европе с именем Дюрера принято связывать определенные типы построения изображения в перспективе. На Западе метод построения с помощью определения положения точек в пространстве часто называют «Durchstossmethode» или «Durchschnittsverfahren», ассоциируя его с работами Дюрера [Leopold 2014]. В русскоязычной литературе встречается термин «метод Дюрера» [Макарова, 2005].

С учетом того, что метод был изобретен не Дюрером, а его инновации, такие как задача построения падающих теней, не закрепились в системе терминологии, данная традиция позволяет предположить, что вклад художника в популяризацию и визуализацию теории перспективы воспринимается как более существенный, чем вклад в ее развитие.

«Метод Дюрера» [Макарова, 2005].

Следует также отметить, что метод, описанный в «Руководстве», имеет отличия от того, что в современных учебниках называется «методом Дюрера» [Макарова, 2005]. Принцип построения перспективы объекта по плану и фасаду положен в основу обоих способов. На заданном чертеже объекта отображаются необходимые исходные данные, связанные с принципом построения перспективного изображения. Но в современном методе алгоритм построений оптимизирован, картинная плоскость совмещается с фронтальной плоскостью проекции, а не выносится как отдельное изображение, основание картины совпадает с осью проекций, соответственно, предметная плоскость совпадает с горизонтальной плоскостью проекций. Для построения перспективного изображения объекта, как и в «Руководстве», на чертеже задаются элементы картины и строятся горизонтальные и фронтальные проекции лучей зрения. Но, в отличие от исходного метода, благодаря расположению картинной плоскости, нет необходимости замерять расстояния — вместо этого положение точек в пространстве находится с помощью переноса по линиям связи точек пересечения лучей зрения с картинной плоскостью с плана на фронтальные проекции лучей зрения. Полученные точки определят перспективное изображение объекта. [Рис 23.]

При отмеченных преимуществах современный способ имеет и недостатки по сравнению с исходным методом, которые заключаются в том, что перспективное изображение совпадает с фасадом объекта.