Как было сказано выше, во времена Дюрера еще не было понимания процесса создания перспективного изображения как центрального проецирования, соответственно, не существовало унифицированного обозначения элементов картины и проецирующего аппарата. Не все их современные элементы использовались.

Поэтому соотношение терминологии Дюрера с современной нам и уточнение набора элементов проецирующего аппарата и картины, использованных мастером, требуют отдельного анализа, необходимого для верной интерпретации идей художника и понимания их значения.

Важной особенностью «Руководства..» является то, что картина, изображаемый объект и рисовальщик (глаз рисовальщика) рассматриваются как единая система, изменение определенных параметров которой влияет на результат.В частности, анализируется зависимость размера изображения от расстояния между картинной плоскостью и объектом. Это не типично для пособий XVI-XVI века, где техника построений изображения в перспективе часто описана исключительно как набор действий, необходимый для создания определенного визуального эффекта.

Дюрер изображает систему проекции с помощью двух ортогональных проекций, корректно связанных между собой. В черновиках он описывает ее элементы следующим образом: «Перспектива … означает рассматривание. Также к этому рассматриванию относятся пять вещей. Первое — глаз, который видит. Второе — рассматриваемый предмет. Третье — расстояние между ними. Четвертое — все предметы можно видеть по прямым линиям, это кратчайшие линии. Пятое — разграничение видимых вещей друг от друга… Таким образом, получается конус, вершина которого находится в глазу.

Иллюстрация 56 из «Руководства..» Дюрера 1525 . План и фасад системы проекции. Нумерация добавлена.
1.  Проекции картинной плоскости
2.   Фронтальная проекция точки зрения
3.  Горизонтальная проекция точки зрения
Реконструкция системы проекции Дюрера (По книге К. Андерсон.) О – точка зрения, Р – главная точка картины, о – источник освещения, р – его проекция на предметную плоскость.

Дюрер вводит понятие «картина», определяя ее как прозрачную плоскость (durchsichtige Abschnei-dung) между глазом и тем, что он видит, уточняя, что размер изображаемого объекта будет зависеть от расстояния между ним и картинной плоскостью. Интересно, что иногда он называет картинную плоскость плоскостью зрения (“Sehe-bene”), хотя очевидно, что он не считает точку зрения принадлежащей этой плоскости.

Понятие «Точки зрения» в трудах Дюрера представляет определенную сложность. В его конструкциях она используется достаточно корректно. Более того, Дюрер точно описывает влияние ее положения на получаемое изображение. Однако при объяснении построений он называет точку зрения «глаз», так же вводятся такие понятия, как «дальний глаз», «верхний глаз» и «второй глаз». В общем случае они обозначают проекции точки зрения и ее положения на иллюстрации, однако эти вариации термина вносят неясность и ставят вопрос о степени понимания художником логики алгоритма построений.

В своих построениях Дюрер определенно использует такие элементы, как главный луч зрения[1], главная точка картины[2], хотя и не описывает их специально. Поскольку по определению главная точка картины является проекцией точки зрения на картинную плоскость, Дюрер, как правило, называет ее «глаз» и обозначает на иллюстрациях изображением глаза. На иллюстрациях к «Руководству» выбрано необычное положение основной точки картины — с краю, а не в центре. Такое же расположение главной точки картины используется в его гравюре «Святой Иероним в келье» 1514 года. Если сравнить гравюру с рисунком на ту же тему 1511 года, становится очевидным, что Дюрер исследует возможности использования конфигурации проективного аппарата в качестве выразительного средства.

Вопрос, был ли знаком Дюрер с идеей точки дистанции, активно обсуждается. С одной стороны, из описаний техники построений, которую Дюрер называет «короткий путь», можно сделать вывод, что расстояние от главной точки картины до точки, которую художник называет «вторым глазом», равно расстоянию от картинной плоскости до точки зрения, то есть дистанции. Достаточно точный перевод текста звучит так: «Помести второй глаз сбоку вдали, как он поставлен в вышеописанном плане, на такой же высоте, что и ближний глаз.» и относится к изображениям, 56 и 57.[3] Следовательно, есть основания утверждать, что «второй глаз» — это точка дистанции. Вопрос в том, насколько Дюрер воспринимал ее как таковую.

Второй, более сильный аргумент в пользу того, что Дюрер был знаком с рассматриваемой концепцией, заключается в том, что по факту художник ее проиллюстрировал на ил. 61, показывающей построение теней. Здесь точка зрения (позиция наблюдателя) находится на продолжении диагонали квадрата, передняя сторона которого параллельна основанию картины.

Иллюстрация 61 из «Руководства..» Дюрера 1525. С увеличением фрагмента. Изображение точки дистанции и прямой, расположенной под углом 45 °, проходящей через нее.

Проблема в том, что построения на этой иллюстрации не соответствуют иллюстрациям к предыдущим шагам того же метода, на которых дальняя вершина квадрата не принадлежит прямой, проходящей через передний угол квадрата и «второй глаз», например, ил. 59. Вследствие этих несоответствий и того, что изображение метода точки дистанции встречается только в одной иллюстрации, К. Андерсон склоняется к мнению, что Дюрер не применял метод дистанционной точки сознательно.

Иллюстрация 59 из «Руководства..» Дюрера 1525. С увеличением фрагмента. Изображение точки дистанции и прямой, расположенной под углом 45 °, НЕ проходящей через нее.

Важно отметить отсутствие ряда основных элементов проецирующего аппарата и картины, таких как плоскости горизонта и, соответственно, линии горизонта. В ряде его рисунков используется горизонталь, проходящая через главную точку картины, но ей не дается определений, она одна из вспомогательных линий.

Концепция точек схода, основы техники построений, применяемой современными художниками-академистами[4], также будет разработана позже. Единственная точка схода, осознанно используемая Дюрером, — главная точка картины. Первое использование в построениях точек схода, не совпадающих ни с главной точкой картины, ни с точками дистанции, публикует в своей книге Джакомо да Виньола (Vignola) «Практические правила перспективы» (Le due Regole della prospettiva pratica) в 1538 году, но не дает никаких пояснений. Во вступлении к изданию этой же книги Игнацио Данти (Danti) описывает концепцию точек схода (определение XI.): «Вторичные параллельные линии — те, что сходятся на линии горизонта в определенной точке». Однако в том же вступлении делает рисунок квадрата, у которого только одна пара параллельных прямых сходится на линии горизонта. Джамбатиста Бенедетти описывает понятие точки схода в работе 1585 года, но на пояснительном рисунке также делает ошибку.

Следовательно, можно с уверенностью утверждать, что в момент написания «Руководства» концепция точек схода еще не была сформулирована, однако поиски в этом направлении велись. Впервые она будет изложена Гвидобальдо дель Монте в 1600 году. Он вводит понятие точки схода, называя ее «punctum concursus».

Обобщая, можно сказать, что хотя Дюрер осознает наличие единой системы проекции, однако теория, на которой основан процесс проецирования, будет разработана позже. Соответственно, не все ее аспекты известны художнику, вследствие чего он пользуется не всеми элементами проецирующего аппарата, что определяет сложность используемых им подходов.


[1] Перпендикуляр, проведенный из точки зрения на картину, единственный луч зрения в плоскости горизонта перпендикулярный картине.

[2] точка пересечения главного луча зрения с картиной

[3] Здесь и далее нумерация иллюстраций дана по изданию «Руководства» 1525г. [ Dürer, 1525].

[4] Техника изображения пространства с использование точки схода, для каждой группы параллельных прямых, если параллельные прямые группы принадлежат горизонтальной плоскости, точка схода для них будет на линии горизонта.